Аналитика

В отличие от своего мрачного соперника Анатолия Кашпировского, Аллан Чумак всегда выглядел на публике доброжелательнымАллан Владимирович Чумак прожил длинную жизнь, но известность пришла к нему довольно поздно – в 54 года. Как и его коллега по «телецелительству» Анатолий Кашпировский, он ушел с телеэкранов, но остался в народной памяти, и «эффект Чумака» сохранится еще надолго. Сказать за это спасибо мы должны в первую очередь Украине.

Во вторник СМИ сообщили о смерти Аллана Чумака. Он родился в Москве в 1935 году, жил в самом центре – в Большом Кисловском переулке. Получил два высших образования – в Государственном институте физической культуры по специальности «тренер» и диплом журфака МГУ.

Как говорится на сайте «экстрасенса», в 1960–1980-е годы он занимался тренерской и преподавательской работой, работал в райкоме комсомола, в Московском городском совете профсоюзов, потом, уже в качестве журналиста и редактора, в АПН, НИИ педагогической психологии, на Центральном телевидении.

«Дар» в себе Аллан Чумак открыл в 42 года, после чего оставил журналистскую работу и начал принимать страждущих. Ни о каких проблемах с властями из-за этой практики не сообщается.

Конечно, Анатолий Кашпировский дал больше поводов для пародий и анекдотов – во время своих выступлений по телевидению он все время говорил, а Чумак молча помахивал руками, глядя в камеру. Но Чумак был первым – его телевыступления начались летом 1989 года, и сразу произвел сенсацию, а Кашпировский вышел в эфир осенью того же года. Кроме того, в отличие от «рассасывающего спайки» и шрамы Кашпировского, Чумак просто «заряжал» воду, кремы и другие субстанции, которые предлагалось использовать в оздоровительных целях.

То, что прайм-тайм государственного телевидения был отдан экстрасенсам, говорило о тотальном кризисе в СССР больше, чем пустые прилавки магазинов, конфликт в Карабахе или сепаратизм прибалтийских республик. Просто государственной пропаганде было больше нечего сказать людям – поэтому в эфир вышли шарлатаны-псевдоцелители.

Как опоздал Грабовой

Чумак и Кашпировский просто оказались в нужное время в нужном месте – на их месте мог оказаться любой «экстрасенс», которых в то время появилось множество. Но повезло им. Хотя были еще и Джуна, и Юрий Лонго, и, уже позднее, Григорий Грабовой.

Сейчас кажется, что «телецелители» были в эфире довольно долго, но и Чумак, и Кашпировский записали лишь по шесть выступлений каждый, которые длились в общей сложности шесть часов, а по итогам выступлений на Центральное телевидение пришло шесть миллионов писем (обилие шестерок навело бы конспиролога на мысль о дьявольской природе «экстрасенсорики», но мы таких утверждений делать не будем).

Чумак, кстати, утверждал, что он крещеный человек, верит в Бога, а его «целительство» – это Божий дар.

После того, как телеэфиры прекратились, «экстрасенсы» еще довольно долго ездили по СССР (а потом – по постсоветским странам) с выступлениями – сперва на столичных стадионах, затем – в провинциальных домах культуры, но после запрета Минздрава постепенно их поездки прекратились.

Политическая карьера у Чумака, в отличие от Кашпировского, не задалась – если последний сумел пройти в парламент, то Аллан Владимирович набрал лишь 3% голосов и занял последнее место, попытавшись в 2000 году стать депутатом Госдумы от Самарской области. Победила, что символично, кандидат по фамилии Лекарева.

Несмотря на преклонный возраст, Аллан Чумак активно пользовался современными средствами доставки контента до потребителя – его личный сайт сделан вполне профессионально, «экстрасенс» представлен во всех социальных сетях, а также на YouTube. На сайте можно посмотреть бесплатные «целительные сеансы» (те самые, 1989 года выпуска), купить «заряженную» фотографию (тысяча рублей, срок действия – полгода) или те же сеансы на DVD (3500 рублей), а также онлайн-сеансы (от 200 рублей в неделю).

При этом на странице онлайн-магазина есть весьма разумное предупреждение:

«При оздоровлении своего организма не замещайте назначенные врачом методы лечения моими видеосеансами, а совмещайте то и другое. Комплексный подход к оздоровлению всегда эффективнее одностороннего».

То есть если человек выздоравливает, то поди докажи, в результате чего он выздоровел – традиционного лечения или «целительных сеансов».

Судя по качеству сайта, стоимости «лечения», а также публикации номера телефона с обещанием личной консультации, дела у Чумака в последние годы шли не плохо, но и не отлично. Россия в целом исцелилась от веры в «экстрасенсов», но не до конца.

Гоголевская «чертовщинка»

Показательно, что о смерти Чумака первым сообщил украинский журналист Дмитрий Гордон, автор книги «Моя душа страдает смертельно...» Беседы с Кашпировским». Вера в «экстрасенсов» – это прямое наследие гоголевской малороссийской «чертовщинки». Кашпировский – выходец из Хмельницкой области Украины. Чумак родился в Москве, но его фамилия происходит от украинских чумаков – солевозов. Украинскую фамилию Головко получил при рождении умерший в 2006 году «телеколдун» Юрий Лонго.

Неудивительно, что украинцы до сих пор массово верят в возможность «чудесного преображения» страны – и если не помогли евромайдан и Евросоюз, то поможет последовательно провалившийся в Грузии и Одессе Михаил Саакашвили. А после того, как придет разочарование в нем – найдется новый «чародей», обещающий исцеление не в результате долгого и трудного лечения, а просто помахав руками.

Чумак умер, но «эффект Чумака», то есть слепая вера в не имеющие никаких научных подтверждений явления – неважно, в медицинской или политической сфере – будет жить еще долго, если не вечно.

Источник: vz.ru

Диагноз стране: чем заболели зрители первого российского экстрасенса

Экстрасенс Аллан Чумак проводит оздоровительный сеанс
 
Начать стоит, наверное, с горькой правды. Смерть в Москве пенсионера Чумака А. В. — это не повод поговорить о тайнах чудесных исцелений. И не повод поговорить о том, существуют или нет тайные целебные энергии, способные зарядить собой вазелин в тюбике и банку с водой. И уж совсем не стоит говорить о жизненном пути покойного.

Провожая в последний путь 82-летнего спортивного журналиста, ставшего одним из самых ярких, запоминающихся и — при всей его безвредности — одним из самых позорных символов своей достаточно позорной эпохи, стоит поговорить о совсем другой загадке.

Но сначала — краткая справка (в конце концов, малышам, появившимся на свет в первый год перестройки, сейчас уже за тридцать, у них самих дети-школьники). Аллан Владимирович Чумак — это был мужчина в очках, который появился в 1989 году на советском Центральном телевидении, — был представлен миллионам зрителей как экстрасенс и в течение нескольких сеансов по несколько минут делал пассы руками, поясняя, что вот это он сейчас лечит поджелудочную железу телезрителей, а вот сейчас переключится на сердечно-сосудистую систему.


Экстрасенс Аллан Чумак во время психотерапевтического сеанса в программе Центрального телевидения "120 минут"

Аллан Владимирович получил бешеную популярность и обеспечил себя, надо думать, фантастическими средствами — как и некоторые его коллеги (многие помнят такие имена, как Юрий Лонго и Джуна Давиташвили). Но расцвету класса телезвезд-целителей и их переходу в миллиардерские звания помешал приказ опомнившегося к середине 90-х Минздрава, прикрывший так называемые нетрадиционные методы лечения и загнавший экстрасенсов в относительное подполье. То есть издавать книги и проводить массовые сеансы им не запретили, но наводить магию на зрителя уже не давали.

Что было с Алланом Владимировичем потом, между 90-ми и его кончиной в почтенном возрасте — в общем никакого интереса не представляет.

…Так вот. Загадка, над которой действительно стоит порассуждать, может быть сформулирована так.

Каким образом в образованнейшей стране СССР, закономерно гордившейся своей поголовной грамотностью, своими учеными, своими техническими достижениями и прорывами в области фундаментальных наук, да еще в такой непростой исторический момент (напомним, 1989-й — это год фактического начала "парада суверенитетов", бешеных очередей и дикого дефицита, подъема организованной преступности, год шахтерских забастовок и межнациональных конфликтов, плавно переходящих уже местами в резню наиболее горячими советскими народностями своих соседей-инородцев) — как в такое время и в такой стране мог появиться на государственном телевидении, еще совершенно не коммерческом, настолько антинаучный мозговыносящий бред?


Экстрасенс Аллан Владимирович Чумак вместе с лаборантом проводит эксперимент в лаборатории НИИ нормальной физиологии имени П. К. Анохина

Кто его туда пропустил?

Просочился ли покойный пионер экстрасенсорики в утреннюю передачу 1-го канала ЦТ "120 минут" так же, как немецкий авиалюбитель Матиас Руст на Красную площадь, — просто потому, что упустили и не заметили? Нет, конечно.

Его туда пригласило телевизионное начальство — причем партийное, образованное и по должности идеологически подкованное. Пригласило и посадило перед камерой в очках делать пассы, объяснение эффекта которых игнорировало все законы физики.

Тем самым идеологическое, при партийных чинах начальство разом просто взяло и отменило тот строго научный подход, которым по логике должна была руководствоваться коммунистическая партия в развлекательно-воспитательной работе с населением.

И это говорит достаточно красноречиво о том, кто на самом деле был главным инициатором и мотором перестройки. И главное — кто был главным носителем кризиса, приведшего к крушению советского строя и самого Советского государства.

У рядовых граждан, безусловно, к власти было множество претензий. Позднесоветский быт, конечно, нес в себе кучу неудобств — от тех самых очередей за дефицитом и до банальной скуки, поскольку официозный ассортимент развлечений был, скажем прямо, невелик и довольно пресен.

Однако куда сильнее и острее переживал лишения в клетке советского быта не простой рабочий класс, а привилегированные прослойки — интеллигенция творческая и научная, элита партийная и идеологическая. Из тех, что имели персональные дачи или родителей с персональными дачами, и "Волги" с занавесочками или без, или доступ к чему-нибудь импортно-эксклюзивному, или чеки в магазин "Березка", или выезд за рубеж.


Очередь у входа в ресторан "Макдоналдс" на Пушкинской площади в Москве в день его открытия, 31 января 1990 года

Никакого парадокса тут не было. Именно привилегированные прослойки, чувствуя себя возвышающимися над серой массой, одновременно ощущали себя особенно обделенными отсутствием того комплекта разнообразных наслаждений, что имели их братья по классу в странах капиталистических. И поэтому что в "протоперестройку" начала 1980-х, что собственно в перестройку вся их рефлексия сосредоточилась на вопросе "как бы достать больше свободы, как бы сбросить оковы этих лицемерных идеологических ролей, которые заставляет нас играть строй".

В этом смысле характерен был случай со съемками в Грузинской СССР в 1983 году, за два года до официального старта перестройки, разоблачительного и антисоветского по всем основным признакам кинофильма "Покаяние". Один из исполнителей главных ролей, самый юный и тоже из привилегированной семьи, так увлекся, что стал террористом и участвовал в кровавой попытке угона самолета в Турцию с расстрелом стюардесс и пассажиров. Это, однако, не помешало в 1987 году с грохотом и при поддержке всей партийной печати прокатить фильм по большим экранам СССР с последующим обсуждением в центральных же телевизионных студиях.

Повторимся: темы пересмотра советской истории (вплоть до откровенных проклятий в ее адрес) и советских идеалов (вплоть до открытого над ними издевательства) были в первую очередь отнюдь не "запросом снизу". Их раскручивали сверху — те самые изголодавшиеся по возможностям позднесоветские элитарии, вполне надежно потерявшие уже идеализм и жаждавшие обналичить свою элитность так, "как во всем нормальном мире".

 
И поэтому вместе с перестройкой, как помнят читатели постарше, была тут же объявлена также и гласность. Которая, в свою очередь, вылилась не просто в отмену цензуры — а в исчезновение ограничений вообще.

И Аллан Владимирович Чумак (вместе с его антагонистом Анатолием Михайловичем Кашпировским, у которого, по крайней мере, имеется медицинский диплом и который не выдавал свои методы внушения за Тонкие Энергии) оказался характерным, но не самым радикальным вариантом "прорыва плотины".

Ведь банальный здравый смысл жаждавшей Свободы элитной прослойке показался тогда еще одной разновидностью цензуры. И банальные приличия — тоже.

И уже на следующий год после дебюта Чумака я, двенадцатилетний школьник, проходя в своем родном городе на западе СССР по вокзальной площади среди бела дня, миновал лотки с газетами черносотенными и, напротив, русофобскими; порнографическими и "про НЛО"; вместе с разрешенным наконец Стивеном Кингом лежала разрешенная за компанию "Майн кампф", а у маршруток караулили первые вербовщики сект, позже признанных тоталитарными.

…Ну а потом — очень не сразу, очень постепенно — страна опомнилась. После нескольких локальных, но кровопролитных войн, а также нескольких психических эпидемий (а были и такие: вспомним штурм Киева сектой "Белого братства", фактически первой обкатавшей нечто вроде Майдана, или экстрасенса Грабового, зарабатывавшего на "воскрешении" бесланских детей) страна поэтапно вылечилась от "бешенства свободы". И выработала антитела — хотя да, до сих пор еще неуклюжие, постоянно дающие осечки и порой набрасывающиеся на невинные в общем явления.

А те части бывшей единой страны, что антител не выработали, продолжают время от времени болеть этим "бешенством свободы" по сей день. Не будем показывать пальцем, но нельзя забывать, что экстатические скачки на площадях и вера в магические обереги вышиванок — это прямые законные наследники кремов, заряженных когда-то перед телевизором простыми советскими людьми.

Источник: ria.ru

Поделитесь материалом в социальных сетях.

 

 

Обеспечение проекта

Потребность: 55 000 руб./мес.
Собрано на 24.04: 7 202 руб.
Поддержали проект: 17 чел.

посмотреть историю
помочь проекту

Читайте также