Аналитика

Часто в беседах с очень разными людьми, я слышу поразительно схожее представление о том, что граждане Советского Союза до последнего дня его существования искренне любили Родину, верили в светлое завтра, и все как один строили коммунистическое будущее. На больной вопрос - а почему, собственно, СССР больше нет? Неизменно получаю один и тот же ответ - виноват гад меченный, так же известный, как Михаил Сергеевич Горбачёв, обманувший ЦК, КГБ, девятнадцать миллионов коммунистов и весь советский народ.

Казалось бы, тема избитая, всё, что можно было сказать уже было сказано, аргументы "за" и "против" известны. Однако мне хочется подойти к вопросу с другой стороны, и попробовать взглянуть на произошедшее не с позиции дня сегодняшнего, а изнутри позднесоветского общества. И поможет мне в этом не совсем обычный кинематограф. 

Недавно я наткнулся на короткометражный фильм Александра Ильховского и Александра Нехорошева - "Иванов" с Борисом Гребенщиковым в главной роли. Именно эта короткометражка, снятая в 1981 году, и побудила меня к написанию данной заметки. Настоятельно рекомендую не пожалеть двадцати минут свободного времени и посмотреть фильм, а уже затем читать дальше.

"...Я инженер на сотне рублей,

И больше я не получу.

Мне двадцать пять, и я до сих пор

Не знаю, чего хочу..."

Центральная фигура фильма - молодой Борис Гребенщиков - лидер группы ансамбля "Аквариум", эдакий герой своего времени. Представитель преобладавшей в СССР технической интеллигенции, молодой инженер, променявший "сторублёвую ставку" на музыку. Немногословный и обаятельный, раскрывающийся в автобиографической песне. Не запирающий дверь, но занавешивающий окна в своей квартире на последнем этаже новостройки. Разочаровавшийся технарь, "желающий странного", выпавший из системы и не сожалеющий об этом.

Итак, героя мы рассмотрели, а что же время? Его приметы видны в персонажах, которых встречает герой на протяжении фильма. Первым дело мы сталкиваемся с представителем пролетариата в лице недотёпы моряка, которого приютил главный герой. Моряку нравятся песни Гребенщикова. Вложенного в них смысла он не понимает, но с радостью записывает наиболее понравившуюся ("про зарплату") на свой касетник по соседству с Высоцким и "Машиной времени". После чего кладёт касетник в модную кожаную сумку и покидает героя, порекомендовав напоследок идти на флот, чтобы начать уже зарабатывать нормальные деньги.

Второй эпизодический персонаж - квартиродатель, принадлежащий к числу тех, кого совсем скоро нарекут кооператорами. Сдаёт гражданам жильё в аренду, суетится, перебирая связку ключей, считает барыши, пропадает так же быстро, как и появляется, одним словом: время - деньги.

Следующий гражданин - одноклассник главного героя, свежеиспечённый лейтенант. Первое, что делает лейтенант (который явно гордится тем, что он лейтенант) - угощает Гребенщикова дефицитными заграничными сигаретами "Kent", явно подчёркивая свою успешность и статус. Однако после недолгой беседы выясняется, что инженера лейтенант не впечатлил, после чего последний уходит.

В самом конце короткометражки появляются музыканты - друзья главного героя, такие же необычные и яркие, как и он сам. Гребенщиков смеётся, звучит окончание начатой для моряка песни, а остановившиеся настенные часы, внезапно возобновляют ход. На циферблате 0:20, жизнь продолжается...

Группа "Аквариум", Ленинград 1986 год

На дворе 1981 год и студенты ВГИКа снимают работу, в которой честно и прямо рассказывают о том, что они видят вокруг. А видят они всепоглощающее позднесоветское мещанство, граничащие с чужебесием, пронизывающий общество культ денег и тотальное оскудение идеального. Мне могут возразить, сказав, что это лишь взгляд т.н. "творческой интеллигенции". Но только ли её?

Кем был Борис Гребенщиков? Инженер по образованию, в 1980 году уволенный с работы и исключённый из комсомола. А ещё он был одним из отцов основателей т.н. "русского рока", музыки эпохи перемен, которую словно губка впитывала в себя молодёжь того времени, вне зависимости от образования. социального статуса и рода занятий.

Эпоха (не без участия спецслужб) вознесла на гребень исторической волны Бориса Гребенщикова и других лидеров рок-групп - "бунтарей", бросивших вызов системе, и пользовавшихся дикой популярностью среди миллионов граждан Советского Союза. Лучшей опоры для блуда перестройки невозможно и придумать. Особенно учитывая тот факт, что достаточно широкая прослойка интеллигенции "нужного качества", окормлявшей массы, уже лет пять, как сформировалась.

Значит ли это, что для СССР всё было кончено уже к 80-м? Нет, всё было кончено ещё раньше. Тревогу били уже в середине 60-х(!), когда Марлен Хуциев зафиксировал глубокий кризис общества в своих картинах "Мне двадцать лет" и "Июльский дождь". Тупик растерянной молодёжи с потухшими глазами - детей тех, кто вынес на себе все тяготы Великой Отечественной. Им, сынам и дочерям героев войны, предстояло строить светлое будущие в стране, которую отстояли их отцы. Но у них не получилось, они вольно или невольно сошли с казавшейся проторенной дороги, и не смогли направить своих детей, чья молодость пришлась на те самые 70-80 годы прошлого века.

Кадр из фильма "Мне двадцать лет"

Когда хочется ответить на извечный вопрос - "кто виноват?" применительно к гибели Советского Союза, то обращаться нужно не к тем людям, что размахивая триколором, пели о желании перемен, и даже не к тем, кто вкладывал в их уста эти песни. Ответ уходит корнями глубоко в послевоенные десятилетия, и, конечно, в "отцеубийство" и "оттепель" Хрущёва.

Но всё это тема для отдельной статьи.

Источник: Высотник

"Дело волчат" или игры в фашизм во время войны

В предыдущей заметке мы остановились на том, что причину гибели СССР следует искать не в восьмидесятых годах прошлого века, а гораздо раньше, в первых послевоенных десятилетиях. В сыновьях и дочерях тех, кто вынес на себе все тяготы Великой Отечественной войны. В тех, кому было суждено стать новой послевоенной интеллигенцией. А затем войти в состав советской элиты, предавшей собственный народ...

1943 год, Рабоче-Крестьянская Красная Армия готовит оборонительные рубежи, вгрызаясь в землю под Курском. Старики, женщины и дети в тылу круглосуточно стоят у станков, чтобы обеспечить фронт всем необходимым. Ещё не снята, хотя и прорвана, блокада Ленинграда, чьи граждане самой своей жизнью демонстрируют всему миру беспримерный героизм и стойкость. Страшнейшая в истории человечества война в самом разгаре, а до Победы ещё далеко.

В это же время в Москве проходит обыск в семье Микояна. Сыновья наркома внешней торговли - Серго и Вано - подозреваются в причастности к убийству Нины Уманской - дочери советского посла, убитой сыном наркома авиапромышленности Володей Шахуриным, после убийства застрелившимся из пистолета, принадлежавшего Вано.

В ходе обыска, был обнаружен один из экземпляров гитлеровской "Mein Kampf", переведённой и изданной в СССР ограниченным тиражом для ознакомления партийных работников. Возможно, на книгу не обратили внимания (Анастасу Ивановичу экземпляр так или иначе полагался), если бы не дневник Володи Шахурина, который его мать передала в НКВД после самоубийства сына.

В дневнике описывалась организация "Четвёртая империя", в которую, помимо "фюрера Шахурина", входили "рейхсфюреры" и "группенфюреры" - дети видных советских деятелей, в т.ч. сыновья Микояна. На основании этого списка было арестовано семь человек, сознавшихся в создании антисоветской организации.

"Волчата!"

И.В. Сталин

В интернете есть масса версий, касающихся тех или иных обстоятельств произошедшего. Люди спорят, чем же была "Четвёртая империя" - подростковой блажью или серьёзным проектом? Какие силы стояли за детьми сильных мира сего? Кто на самом деле был "фюрером" в организации? И т.д. и т.п.

В рамках этой заметки нам важен сам феномен. В то время, как простые советские мальчишки рвались на фронт или приближали победу у станков, их ровесники "играли в фашистов". Не "зиговали" по одиночке перед зеркалом, а сбивались в стаи, читали "Mein Kampf" и играли с оружием (доигравшись до двух смертей).

Дети прославленных наркомов примеряли роль тех, с кем не на жизнь, а на смерть сражались их соотечественники. Будучи пятнадцатилетними пацанами, они плюнули в лицо народу, который безгранично верил их отцам. И плевок этот был не результатом глупости или пропаганды, а осознанным шагом людей, достаточно взрослых и образованных, чтобы понимать, что они делают.

Они не были своими отцами, прошедшими горнило подпольной работы, ссылок и тюрем, двух революций и Гражданской войны, острейшей внутрипартийной борьбы, блеска и тяжести героических свершений. Они были другими людьми, и именно им предстояло строить "светлое будущее", войдя в состав новой, изрядно прореженной войной интеллигенции.

Они шли на равных со своими старшими братьями, бившими фашистских стервятников в советском небе, с советскими бойцами и командирами, не сломленными войной и массово заполняющими аудитории ВУЗов.

Их не замучил "палач народов", их не ущемляли ни в учёбе, ни в работе. Единственным их наказанием стала высылка из Москвы сроком на один год, после которой жизнь вернулась в прежнее русло, а молодые "рейхсфюреры Четвёртой империи" успешно выросли во всех смыслах этого слова.

"Проклятая элита!"

И.В. Сталин

Существует мнение, что вина Сталина состоит в том, что он не оставил после себя преемника. И действительно, если отказаться от упрощений и сказок о сталинской всесильности и постараться трезво оценить ситуацию, т.е. имеющуюся элиту и тех, кто потенциально мог придти ей на смену (тех самых "волчат"), то решения XIX съезда "об изменении статуса партии" (читай, плавному её подчинению Советской власти) уже не кажутся столь удивительными. Со "сталинской элитой" мог справиться только Сталин, и вакханалия, произошедшая после его смерти, это доказывает.

"Дело волчат", описанное выше, это не демонизация конкретных людей, Сталина или советской системы. Это яркий пример "болезни", которая зародилась ещё в сталинском СССР и в конечном итоге стала причиной гибели страны. Перерождение элиты, которая должна была вести за собой народные массы, началось гораздо раньше, чем принято считать. Те, кто должны были "гореть" коммунистической идеей, "потухли" и спешили потушить других - молодых и потенциально опасных. Тех, о ком и для кого снимал свои фильмы Марлен Хуциев.

Но одних фильмов было мало. И если эти "потухшие", растерянные люди с опущенными глазами могли ещё хоть как-то жить в рамках советской системы, то уже их детям было суждено принять самое активное участие в уничтожении собственной Родины.

Источник: Высотник

Поделитесь материалом в социальных сетях.

 

 

Обеспечение проекта

Потребность: 55 000 руб./мес.
Собрано на 04.05: 1 222 руб.
Поддержали проект: чел.

посмотреть историю
помочь проекту

Читайте также