В Челябинской области сложилась тяжелая ситуация. Пока местный губернатор Михаил Юревич занимается собственным пиаром, заводы области один за другим сокращают производство и сотрудников.
Так, Челябинский тракторный завод планирует сократить 1700 человек, "Станкомаш" – 470 человек. Финансовые проблемы возникли на таких крупных челябинских предприятиях, как Златоустовский металлургический завод (ЗМЗ), "ЧТЗ-Уралтрак", АЗ "Урал" и Ашинский металлургический завод. Президент Магнитогорского металлургического комбината (ММК) Виктор Рашников недавно предупредил, что если не предпринять срочных мер, то встанут все металлургические и машиностроительные предприятия области, пишет журнал «Компания».
Сам Юревич признал, что ситуация сопоставима с 1998 г. Неудивительно: принятые правительством области меры, по его же собственным словам, не работают, а правление губернатора Юревича в традиционном промышленном регионе увенчалось кризисом на нескольких заводах одновременно! Как это могло произойти, можно наблюдать на примере ЗМЗ, где сегодня сложилась самая тяжелая ситуация.
Проблемы ЗМЗ начались еще в 2009 году. Тогда завод, собственник которого группа компаний "Эстар", задолжала "Мечелу" Игоря Зюзина $1,5 млрд, и оказался на грани закрытия. Чтобы спасти производство, прежнее руководство области содействовало заключению стратегического партнерства "Эстара" и "Мечела". Однако финансовые проблемы "Эстара" не разрешились - с ноября 2011 года ЗМЗ заложен "Мечелу" по кредиту в $945 млн, из которых "Эстар" выплатил лишь $200 млн. Убыток ЗМЗ в 2012 году составил 424,7 млн руб., компания сократила отгрузку металлопродукции на 13,3% по сравнению с 2011 г., до 427,5 тыс. тонн.
О том, что ситуация тяжелая и заводом надо заниматься, полпред президента в УрФО Игорь Холманских предупреждал еще летом. Однако Юревич ограничился предложением передать завод ММК. А в октябре грянул кризис: был остановлен сталеплавильный цех. "Мечел" отказался от продолжения сотрудничества, многомиллиардные долги предприятия довершили дело.
Свыше 4 тысяч работников были отправлены в вынужденные отпуска. Возникла угроза полной остановки производства, что оставило бы без тепла большую часть городап Златоуста, теплотрассы которого "запитаны" от завода. Росла социальная напряженность. 1 ноября несколько активистов объявили голодовку.
Что же губернатор? Ограничился демонстративными шагами и быстро "отфутболил" проблему полпреду Холманских. Который, надо отдать ему должное, полностью включился в процесс спасения. С его помощью санировать ЗМЗ согласился близкий "Уралвагонзаводу" менеджмент Волгоградского металлургического завода "Красный октябрь", однако "Мечел" хочет за завод гораздо больше, чем он стоит по оценкам аналитиков.
В результате 13 ноября этого акции "Мечела" рухнули на 47,2%, потянув за собой ценные бумаги других металлургических предприятий. По мнению д.э.н. профессора Никиты Кричевского, посвятившего ситуации колонку в «Новой газете», корень обвала очевиден: затяжной конфликт вокруг Златоустовского металлургического завода и "страусиная политика" руководства Челябинской области.
Это же подтверждают и другие эксперты. Негативная информация вполне способна повлиять на котировки акций, говорит биржевой аналитик «Финам» Николай Солабуто.«Такое действительно часто случается, - заявил эксперт. – Печальные вести особенно опасны для слабых компаний, оказавшихся в кризисной ситуации. С появлением в СМИ негативных новостей негативная тенденция усиливается. И результат может быть плачевен. Такое случалось в истории, и не раз. Причем иногда информационные сообщения могут влиять и на солидные компании».
«Нет никаких сомнений в том, что на падении акций «Мечела» сказалась общая остановка, - заявил Андрей Лусников, ведущий аналитик компании «Финмаркет». - Все последнее время шли негативные новости - как по отрасли, так и по отдельным предприятиям. Были сообщения и по поводу Златоустовского металлургического завода, который входит в состав группы «Мечела». Были разговоры и о многих других предприятиях. Одно добавлялось к другому. Эта грозовая туча росла на протяжении долгого времени, пока не пролилась грозой 13 числа. И, по правде, у многих аналитиков были опасения, что такие сбои могут стать системными».
И хотя судьба предприятия висит на волоске - уже 20 ноября плавильные печи могут погаснуть навсегда, - Юревич не только переложил все хлопоты об этом на Холманских, но и использовал полпреда как "проводника" для личной встречи с президентом. Так, предполагалось, что Юревич с Холманских переговорит с Владимиром Путиным во время его визита в Екатеринбург 11 ноября. Вся область замерла в ожидании результатов встречи, сотрудники завода даже отложили акции протеста. Однако губернатор не оправдал ожидания земляков: встреча была отложена, а Юревич, добившись столь "блестящего" результата, решил отдохнуть от трудов праведных - и махнул в Швецию с делегацией челябинских чиновников, где и решил остаться на внезапно взятый отпуск.
«Отпуск в Швеции во время чрезвычайной ситуации в регионе можно счесть также фирменным стилем: когда в Челябинской области было наводнение, губернатор проводил время в Ницце», - отметил политолог Михаил Тульский. При том, считает он, громкими заявлениями Юревич, конечно, несколько снизил градус напряжения в самом Златоусте, но оказал медвежью услугу федеральному центру, втянув его в еще не начавшиеся разборки.
Зато в октябрьском рейтинге упоминаемости "Медиалогии" челябинский губернатор занял почетное седьмое место. И это не единичный случай - в феврале Юревич умудрился обогнать по популярности самого Путина: по подсчетам "специалистов Чел ГУ", рейтинг Юревича тогда составил 75%, а президента -- всего 61%. Правда, вскоре эти удивительные сведения исчезли с сайта областного руководства и порталов информагентств, но цели главы Челябинской области ясны - набрать как можно больше пиар-очков. Ну а когда речь идет о спасении попавших в беду - звать на помощь федеральные власти.
"В одном из интервью М.Юревич заявил, что в ситуации с ЗМЗ "пока тяжелая артиллерия не нужна – надеемся договориться по-хорошему. Если нет, то будем принимать меры". Губернатор уточнил, что под "мерами" подразумевается обращение к федеральному руководству. Старшими грозился, стало быть. А может, нужно было честно и по-простому: "Не договоримся – подам в отставку"? Хотя бы лицо сохранить перед уходом", - считает Кричевский.
Вот и сейчас переговоры о судьбе ЗМЗ идут под эгидой Холманских, а точку придется поставить самому Владимиру Путину. Чего Юревич, похоже, и добивался. "О том, что губернатор в этой ситуации не использовал собственные рычаги, а просто-напросто приник к «неупиваемой чаше» президентского рейтинга, никто до поры предпочитает не задумываться. Главное – рейтинг губернатора и его команды снова растет», – иронично комментирует Михаил Тульский.
Между тем социальное напряжение в регионе растет. Работники градообразующих предприятий теряют работу, города оказываются на грани социальной и коммунальной катастрофы. В этих условиях декоративная роль губернатора становится еще одним фактором риска. Недаром недавно замруководителя администрации президента Вячеслав Володин предупредил, что "дутые" рейтинги губернаторов могут "облететь" во время выборов.
Источник: regions.ru