Сирийский город Хама в минувшем году стал эпицентром столкновений между сирийскими правительственными силами и вооруженными оппозиционерами. Мы предлагаем вниманию наших читателей интервью с губернатором провинции Хама Ансом Абдельраззаком, ответившим на вопросы, особенно интересующие российскую аудиторию.
Скажите, в чем схожесть и различие между событиями в Хаме в 1982 году, когда здесь происходили вооруженные столкновения, и в нынешний период?
— Различия в том, что сейчас, в отличие от событий 1982 г., порядок в Хаме удалось навести без тех разрушений и потерь, как это было тогда. Уничтожено лишь несколько зданий, преимущественно административных. Это дело рук вооруженных группировок. Сходство в том, что это были очень опасные выступления против действующей власти. В том и другом случае не обошлось без участия в событиях иностранных спецслужб. Но в последнем случае роль зарубежного фактора оказалась гораздо выше с учетом того, что, кроме некоторых арабских стран, на этот раз в качестве локомотива антиасадовского движения выступил Запад.
Что произошло в Хаме в июле-августе 2011 г.?
— Cобытия в Хаме начались неожиданно для нас и выступления изначально не были мирными, как кое-кто хочет бы представить. Появившиеся в конце июля в разных частях города банды поджигали частные и государственные учреждения, включая здание правосудия и клуб офицеров, не давали тушить пожары, нападали на мирных жителей. Руководящую и координирующую роль играли представители иностранных спецслужб, которые смогли направить ситуацию таким образом, что демонстрации из нескольких сотен человек после начавшейся стрельбы переросли в погромы.
Удалось ли поймать или уничтожить тех иностранцев, о которых Вы говорили? Откуда они приехали?
— Это секретная информация. Я могу лишь сказать, что задержан один такой человек.
Чем была интересна противникам Асада Хама в данном случае?
— Отнюдь не случайно, что иностранные эмиссары напомнили жителям Хамы о событиях 1982 г., призвав их «не прощать власти произошедшего». Среди населения провинции, общая численность которой составляет около 2,3 млн человек, из которых более половины (1,2 млн) живут в самом городе, действительно было немало обиженных в те времена людей. Наши противники сознательно решили разжечь недовольство, апеллируя к старым обидам.
Как начались события в Хаме-2011? Что стало «искрой», из-за которой пролилась кровь?
— Сначала на улицы стали выходить сотни людей с несомненно правильными требованиями реформ. Но их лишь использовали для начала вооруженного мятежа. Нельзя не отметить откровенно подстрекательскую деятельность «Аль-Джазиры», которая стала передавать кадры, якобы переданные ей хамийцами, на которых военные и полиция народ начали стрельбу по мирным демонстрантам. Это, во многом, и стало той самой искрой. Увидев подобные сообщения, кое-кто и правда вышел на улицу посмотреть на происходящее. Таких людей боевики и стали затем сгонять на митинги.
Удалось установить, откуда боевики смогли получить оружие?
— Значительную часть они приобрели после нападений на полицейские участки.
Но это, максимум, несколько десятков автоматов. Вы же говорили, что боевиков были сотни. К тому же, на полицейских тоже нападали не с голыми руками. Откуда же взялись остальные? Получается, что спецслужбы проспали готовящийся заговор? Или здесь есть что-то еще?
— Что касается оружия, то нам удалось захватить здесь немало образцов новейшего французского оружия и специальное оборудование, позволяющего вести радиоперехват и слежение за местностью с больших расстояний. Ничего из этого на вооружении наших силовых структур не было.
Откуда же это все появилось?
— По крайней мере, часть привезли с собой в Хаму в начале событий в июле американский и французский послы. Для нас это было неожиданно, ведь официальные представители западных государств тем самым открыто выразили бандитам поддержку. Именно так выглядит этот визит в охваченный антиправительственными беспорядками город, совершенный без согласования с органами безопасности. А теперь у нас нет сомнения в том, что они действовали по договоренности с главарями вооруженных группировок. Правда, перед самым их приездом террористы, чтобы так уж их не подставлять, на время спрятали оружие и стали изображать из себя «мирных демонстрантов».
Как заявляли американский и французский посол, они приехали для налаживания диалога. Они же сообщили лживые сообщения о начале выступления в Хомсе и о начале мятежа в армии. Впрочем, последнее обстоятельство власти и использовали против вооруженных группировок, когда в Хаму под видом перебежчиков вошли верные президенту части и приступили к наведению порядка. Но это было потом, а почему тогда они не связались с властями? И зачем было говорить о том, что реформ от режима Асада ждать не следует, что не надо вступать с властью в диалог и что США и Франция защитят протестующих, требующих демократии и свободы? И к чему тогда им было передавать местной оппозиции деньги и специальную аппаратуру для оперативной связи с зарубежьем?
Можно ли посмотреть на эти захваченные трофеи?
— Это секретная информация.
Местные жители рассказали нам, что катализатором выступления стал визит видного представителя партии Баас" (фактически, речь шла о должности, аналогичной главе местного политсовета) в главную мечеть Хамы, где выступал некий проповедник, клеймивший Асада. Представитель режима стал его оскорблять. Когда баасиста пытался остановить мулла, в его адрес тоже понеслась ругань. Пикантность ситуации состояла в том, что якобы этот самый баасист был одним из командиров частей, жестоко подавивших мятеж 1982 г. Пришедшие в мечеть люди стали возмущаться тем, что «человек, на руках которого кровь наших родных, имел наглость явиться в такой момент, чтобы оскорблять уважаемых нами людей».
— Я не располагаю об этом сведениями.
При каких обстоятельствах пролилась первая кровь?
— К силовым действиям первыми прибегли боевики. Сначала в административные здания и представителей правопорядка полетели «коктейли Молотова», а следом был открыт огонь. И началось все в 30 километрах от города. Бандиты напали на полицейские участки, после чего повторили подобное и здесь. После уничтожения ими представителей власти боевики воздвигли в Хаме, особенно на въезде в город, баррикады и приготовились к отражению возможного штурма города.
Есть и другая версия. Из общения с местными жителями следует¸ что после вышеописанного инцидента в мечети, группа из 50 человек явилась к зданию администрации выразить возмущение нанесенными представителем Баас оскорблениями, где по ним открыли огонь, в результате чего погиб один и был ранен еще один человек, после чего якобы народ и стал выходить на улицы.
— Эта информация явно не соответствует действительности, ведь мятеж был подавлен при активной помощи местных жителей. После этого они помогли администрации наладить здесь мирную жизнь. Сейчас уровень террористической угрозы заметно снизился: террористические акты бывают, но лишь на окраинах и сравнительно редко.
Где же были эти сторонники режима, когда боевики громили полицейские участки и административные здания, почему они не помогли? Создается впечатление, что местное население явно не препятствовало погромщикам. К тому же здесь не видно плакатов с Башаром Асадом на улице и демонстраций его поддержки. И вообще, в самом городе очень мало людей и они явно не выглядят счастливыми. В чем же состоит элемент недовольства?
— Во-первых, сторонники режима не ожидали такого выступления оппозиции. Что касается настроений хамийцев, то надо помнить, что есть и старые обиды за 1982 год. Многие из жителей города тогда потеряли своих родственников и жилье и винят в этом режим, а не боевиков «Братьев-мусульман», поднявших мятеж. Во-вторых, нельзя не учитывать и демографический фактор: Хама — город с глубокими исламскими традициями и женщины здесь рожают гораздо больше, чем в среднем по Сирии. Соответственно, благосостояние некоторых хамийцев несколько ниже, чем в Алеппо и это также является моментом, на котором спекулируют радикалы. Что касается того, что на улицах не так много людей, то многие из них периодически уезжают в провинцию и другие города.
Что предприняла власть для стабилизации обстановки в городе и недопущения новых выступлений?
— Важную роль сыграл личный приезд сюда президента Башара Асада. Он явился сюда совсем без охраны, показав тем самым, что он не рассматривает хамийцев как своих врагов, что он готов их выслушать.
Какова судьба бывшего генерального прокурора Хамы, который, согласно заверениям оппозиции, перешел в стан противников Асада, рассказав о якобы чинимых здесь преступлениях представителями режима?
— У оппозиционеров в истории с ним произошел ряд несостыковок. Его не отстранили от должности, как они утверждали, будто бы за то, что он пытался противодействовать мнимым преступлениям представителей власти, а просто похитили. Во-первых, почему он вдруг неожиданно бежал, не захватив с собой никого из представителей своей семьи? Во-вторых, почему бывший генпрокурор Хамы выступил с одним весьма пространным заявлением, как кричали оппозиционеры, обличающим власть, но при этом не подкрепленным документально, после чего пропал и больше не появлялся? И, в-третьих, почему он при своем якобы «побеге» не захватил имеющиеся при нем важные документы? Все это лишь говорит о том, что его похитили, выступив от его имени. И что, скорее всего, после того, как идущий от его имени выпад сирийская власть «раскусила» и дала понять, что знает случившуюся с ним историю, оппозиционеры его ликвидировали. Есть также данные, что это произошло после того, как он наотрез отказался с ними сотрудничать.
Каковы общие потери за время событий в Хаме и на кого они приходятся?
— В самом городе боевики убили около 80 представителей власти. 17 из них приходится на полицейских, которые погибли при следующих обстоятельствах: их участок находился возле мечети, ставшей одним из главных центров мятежа. Оттуда к нему подошла толпа боевиков, которая, после взрыва взрывного устройства большой мощности напала на него и перебила тех, кто еще защищался. Их трупы вывезли на мост через реку Оронт на повозке и сбросили вниз. Общие же потери силовых структур составляют 50 человек, 30 из которых приходится на солдат, убитых в разных частях города. Еще около 80 приходится на потери вооруженных группировок. Все это местные жители, которых похоронили здесь же сами хамийцы.
Сколько было задержанных хамийцев после восстановления в городе власти режима? Из полученных нами сведений от местных жителей, число вывезенных отсюда хамийцев исчисляется сотнями и даже тысячами.
— Мы задерживали только тех, кто был причастен к убийствам людей и поджогам зданий. Следует отметить важную роль российского руководства, позиция которого во многом и позволила нам осуществить подобную операцию по восстановлению порядка в Хаме. Мы вели себя в Хаме жёстко и примером для нас стало то, как вела себя Россия в Чечне. Мы поступали здесь также, как и вы на Кавказе. И это справедливо по отношению к тем вызовам, с которыми все мы столкнулись.
Беседовал Сергей Балмасов
Источник: win.ru