Сергей Птичкин
Во Франции на одной из верфей корпорации DCNS в городе Сен-Назер 1 февраля нарезается первая пластина для первого универсального десантного корабля (УДК) типа "Мистраль" для ВМФ России. Таким образом, официально начинается его официальное строительство.
Решение о закупке во Франции сразу четырех больших УДК в свое время вызвало много споров, как в нашей прессе, так и в зарубежной. Кстати, "Российская газета" первой сообщила о возможности такой закупки. Случилось это во время работы военно-морского салона EURONAVAL-2008.
Информация прозвучала как гром среди ясного неба даже для главного отечественного спецэкспортера - "Рособоронэкспорта". Впервые за историю мировых военно-технических отношений между различными странами столь значительная сделка не готовилась предварительно в тиши переговорных комнат, а была сразу озвучена в присутствии журналистов на международном военно-морском салоне. Точнее, тогда главком ВМФ адмирал Владимир Высоцкий публично сказал о том, что Россия может заказать во Франции строительство современных десантных кораблей. Как позже выяснилось, он получил на то самые высокие полномочия.
Сенсационное заявление, стоит напомнить, было сделано почти четыре года назад, но процесс подготовки контракта оказался нелегким. Возникали даже слухи, что он так и не будет подписан. Кстати, до сего дня не все вопросы, связанные с комплектацией УДК, со сроками строительства, с передачей технологий и многим другим, окончательно урегулированы. А сам вопрос о закупке "Мистралей" был окончательно решен только во время переговоров на высшем уровне в Париже весной 2010 года. Лишь с того времени был дан старт профессиональному переговорному процессу по контракту. Практическая же подготовка очень объемного соглашения началась только в самом конце 2010 года.
Сам контракт был заключен 17 июня 2011 года в Санкт-Петербурге на Международном экономическом форуме в присутствии президента Дмитрия Медведева. Подписали историческое соглашение руководитель "Рособоронэкспорта" Анатолий Исайкин и глава французской судостроительной корпорации DCNS Патрик Буасье. Согласно контракту, Франция должна построить для ВМФ России два УДК. Сообщалось, что достигнута договоренность о передаче почти сорока процентов строительных подрядов российским предприятиям Объединенной судостроительной корпорации.
В перспективе, если решится вопрос о строительстве всех четырех заявленных УДК, два десантных корабля будут строиться уже на отечественных верфях ОСК.
Кстати, после подписания контракта по "Мистралям", глава международного комитета Палаты представителей американского Конгресса республиканка Илеана Рос-Летинен заявила, что "мы глубоко встревожены тем, что Франция, союзник США по НАТО, решила проигнорировать совершенно очевидную опасность, связанную с продажей высокотехнологических военных судов России в то время, как Москва взяла более враждебный (внешнеполитический) курс по отношению к США, своим соседям и странам Европы".
Однако всем понятно, если есть долгосрочные и большие в денежном выражении контракты в сфере военно-технического сотрудничества между странами, то это как раз способствует миру между ними, а не вражде. Так что контракт на "Мистрали" объективно снижает напряженность между странами НАТО, в том числе - США, а не наоборот.
Одним из главных камней преткновения в переговорном процессе был вопрос о передаче нам одной из лучших на Западе систем боевого управления SENIT-9, которая является изюминкой "Мистраля". Появлялись сообщения, что французы эту систему отдают, на кону все-таки более миллиарда евро, были и опровержения. Ничего удивительного нет. Речь идет о военной технике, где разглашение всех деталей никогда не приветствовалось.
В качестве ударного вертолета для УДК, строящихся в интересах ВМФ, выбран Ка-52К (корабельный). Даже французы оценили, насколько эта винтокрылая машина подходит к проекту "Мистраль". Сейчас, как говорят эксперты, изучается вопрос о закупке Ка-52К для ВМС Франции.
Характеристики "Мистраля" публиковались неоднократно. Возможно, в российском варианте они будут несколько отличны от оригинала. Но стоит напомнить исходные данные.
УДК имеет водоизмещение свыше 21 тысяч тонн, максимальная длина корпуса - 210 м, скорость полного хода - свыше 18 узлов, дальность плавания - до 20 тысяч миль. Он способен принять на борт десант до 450 человек (до 900 кратковременно). Вертолетная группа корабля включает 16 машин, из которых шесть может одновременно размещаться на взлетной палубе. Имеет четыре легких десантных катера или два десантных катера на воздушной подушке. На его грузовой палубе можно разместить более 40 танков или 70 автомашин.
На церемонию официальной закладки УДК в Сен-Назар вылетел первый заместитель "Рособоронэкспорта" Иван Гончаренко, курирующий морскую тематику.
Представители DCNS заявили, что первый "Мистраль" для России будет построен всего за два года, и в 2014-м его можно вводить в состав ВМФ.
Директор Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов сказал в интервью "РГ", что закладка УДК - настоящий прорыв в сфере ВТС между Россией и Францией. Но в то же время, по его словам, в случае экономического кризиса, от которого, увы, не застрахована и наша страна, именно "Мистраль" может пасть первой жертвой сокращений на оборону. России будет проще выплатить DCNS неустойку и прекратить выполнение контракта, чем взваливать на плечи бюджета многомиллиардное в евро бремя УДК.
Как будет складываться судьба русских "Мистралей" покажет уже ближайшее будущее. Пока мы можем констатировать: строительство самых современных боевых кораблей для России в Западной Европе началось.
Источник: "Российская газета"