Шеф Пентагона Леон Панетта пригрозил предпринять все возможное, чтобы не допустить создания Ираном ядерного оружия, и прямо выразил готовность при необходимости нанести упреждающий удар. Он предполагает, что Тегеран в состоянии получить атомную бомбу уже в течение года. Однако фактов в пользу этой версии нет, и американской разведке, по словам министра, велено найти их.
Как заявил во вторник американскому телеканалу CBS министр обороны Леон Панетта, если разведывательные данные зафиксируют, что Тегеран продолжает работу над ядерной программой, реакция Вашингтона будет достаточно жесткой. В частности, США могут нанести превентивный удар по иранским ядерным объектам.
Американцы подозревают, что на территории Ирана есть скрытое предприятие по обогащению ядерного топлива, однако точных фактов этого добыть не удается.
Панетта предположил, что Иран способен получить атомную бомбу «в течение года или даже раньше». «Мы примем все меры, чтобы остановить это», – пообещал министр обороны США.
Напомним, Запад уже много лет обвиняет режим иранских аятолл в разработке ядерного оружия. Тегеран все эти обвинения отвергает, заявляя, что его ядерная программа направлена исключительно на удовлетворение потребностей страны в электроэнергии.
Теперь впервые в США публично предположили, что Ирану остался всего год до создания атомной бомбы. Впрочем, шеф Пентагона оговорился, что доказательств этой версии нет. С другой стороны, не исключено, что военный удар уже готовится и Пентагон лишь для отвода глаз говорит о том, что сперва он намерен убедиться в своих подозрениях, а лишь затем начинать войну.
Совбез ООН в июне прошлого года принял очередную резолюцию, которая предусматривает ужесточение санкций в отношении Ирана. Это четвертая резолюция, принятая Совбезом из-за нежелания Тегерана выполнять международные требования и прояснить ряд вопросов по своей ядерной программе, в том числе по ее предполагаемой военной составляющей.
В середине ноября этого года руководство Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) представило доклад по ядерной программе Ирана, в котором отмечалось, что исламская республика до 2003 года вела работы, направленные на создание ядерного оружия, и может продолжать подобную деятельность и по сей день. Совет управляющих МАГАТЭ 18 ноября принял резолюцию, призывающую Тегерану открыть доступ экспертам агентства к ядерным объектам и активизировать сотрудничество между Ираном и агентством. Сразу после принятия резолюции МАГАТЭ Евросоюз, США и ряд других стран расширили санкции в отношении Ирана.
Подробный перечень работ, которые косвенно могут свидетельствовать о том, что Иран тайно разрабатывал собственное ядерное оружие, был изложен в 65 пунктах 12-страничного приложения к упомянутому докладу МАГАТЭ. В частности, речь идет о том, что Иран занимался незаявленной ядерной деятельностью, приобретал материалы и оборудование двойного назначения, а также добывал информацию, имеющую отношение к созданию ядерного оружия, и испытывал отдельные компоненты ядерных взрывных устройств.
Впрочем, большинство изложенных в документе обвинений носит лишь предположительный характер. При этом МАГАТЭ нигде не упоминает об источниках, снабжавших агентство информацией.
Правда, наблюдатели утверждают, что данными по ядерной программе исламской республики международное агентство активно снабжали разведки США и Израиля, давно, как известно, вынашивающие планы развязывания войны против Ирана.
«Доклад МАГАТЭ написан американскими спецслужбами и не имеет под собой никаких объективных данных. Это ангажированный политический документ. Всем давно известно, что глава агентства перед его публикацией согласовывает все пункты с президентом Бараком Обамой», – отмечал, в частности, в интервью газете ВЗГЛЯД гендиректор Центра изучения современного Ирана Раджаб Сафаров.
В документе также утверждается, что Иран продолжает работы по обогащению урана и произвел к настоящему времени в общей сложности около 5 тонн низкообогащенного гексафторида урана со степенью обогащения до 3,5% по изотопу U235. Основные работы по обогащению урана ведутся на установке по обогащению топлива в Натанзе, где к настоящему времени смонтировано 54 каскада, насчитывающих в общей сложности около 8 тыс. центрифуг.
Кроме того, там же продолжаются начатые в феврале прошлого года испытательные работы по обогащению гексафторида урана до 20%.
Параллельно в Иране ведутся работы по сооружению еще одной установки по обогащению урана в местечке Фордо неподалеку от города Кум. Там предполагается разместить в общей сложности 16 каскадов, насчитывающих около 3 тыс. центрифуг.
При этом МАГАТЭ признает, что все работы по обогащению урана в Натанзе производятся под контролем инспекторов агентства и в соответствии с регламентом эксплуатации.
«Но поскольку Иран не обеспечивает должного сотрудничества, агентство не может предоставить надежных гарантий относительно отсутствия в Иране незаявленного ядерного материала и незаявленной ядерной деятельности и, следовательно, не может подтвердить, что весь ядерный материал в ИРИ используется исключительно в мирных целях», – констатируется в докладе.
Сам Иран заявил о безосновательности обвинений МАГАТЭ. «Доклад МАГАТЭ несбалансированный, непрофессиональный и политически мотивированный», – заявил представитель Ирана при агентстве Али Ашгар Солтани, отметив, что доклад получил распространение, «несмотря на готовность Ирана к переговорам».
Кстати, на прошлой неделе командующий Ракетными войсками стратегического назначения России генерал-лейтенант Сергей Каракаев заявил, что прямая угроза безопасности России со стороны Ирана в случае возможного появления у него ядерного оружия маловероятна. Каракаев также отметил, что на данный момент Иран не обладает ни технологиями, ни промышленным потенциалом для создания баллистических ракет.
А в МИД России заявили, что в ядерной программе Ирана военной составляющей нет. «Есть проверенные данные, что достоверные сведения о наличии военной составляющей отсутствуют», – сказал в декабре замглавы МИД России Сергей Рябков в эфире телеканала «Россия 24».
Текст: Александр Гаврилюк
Источник: vz.ru