Премьер-министр России Владимир Путин поручил правительству разработать программу развития отечественного военного кораблестроения на ближайшие 30 лет. Премьер подчеркнул, что программу нужно подготовить «в самые сжатые сроки».
На состявшемся в Санкт-Петербурге в пятницу, 18 декабря очередном совещании по развитию российского ОПК, которое на этот раз было посвященно судостроению, Путин заявил о необходимости разработать долгосрочную программу развития военного кораблестроения. «Она должна опираться на объективные потребности флота. Учитывать задачи, которые перед ним стоят сегодня или на базе
прогноза возникнут в перспективе 30 лет. Это как минимум»,— подчеркнул премьер.
В пример военным верфям он поставил гражданское судостроение, последние детище которого — арктический танкер «Кирилл Лавров», построенный всего за год на Адмиралтейских верфях — он несколькими часами ранее лично спускал на воду. «То есть, если надо — мы можем, в состоянии решать задачи любой сложности на самом современном технологическом уровне,— с укором отметил премьер, не уточнив, правда, кому именно в этот раз было "надо.— Такой же качественный рывок нужно совершить и в военном судостроении».
Капиталистический реализм
Путин подчеркнул, что программа развития военного кораблестроения должна быть реалистичной и учитывать финансовые возможности государства. «Речь идет не только о том, чтобы спроектировать или даже спустить корабль на воду. Нужно просчитать все этапы его жизненного цикла: текущую эксплуатацию, ремонт и даже последюущую утилизацию»,— подсказывал Путин будущим разработчикам.
При этом, по словам премьера, «единую технологическую цепочку» строительства и обслуживания кораблей будет выстраивать Объединенная судостроительная корпорация (ОСК) — «наш основной производитель морской техники». А помогать ей будут Минпромторг и Минобороны, которые должны принять решения по «оптимальной загрузке входящих в „ОСК“ верфей и заводов как военной, так и гражданской продукцией». Оба министерства будут помогать проводить техническое перевооружение заводов «под конкретные заказы», при этом делая акцент на выпуске серийной техники, а не штучных образцов. «Только так мы сможем добиться, чтобы бюджетные средства действительно приносили пользу, а не распылялись между многочисленными, но часто неэффективными проектами»,— подчеркнул россйиской премьер.
В качестве примера финансового оздоровления судостроительных предприятий, Путин привел 1,9 млрд рублей, направленных Амурскому судостроительному заводу для завершения работ «по экспортному контракту». (Видимо, речь идет о завершении доводки многоцелевой атомной подводной лодке «Нерпа», которую в 2010 году должны передать в лизинг ВМС Индии). На этом же заводе будет размещен крупный заказ от Минобороны на общую сумму «до 3 млрд рублей».
Также Путин сообщил, что ОСК вплотную занимается обеспечением нормальной загрузки калининградского завода «Янтарь». При этом премьер прозрачно намекнул, что «принимать решения о новых заказах» на Янтаре «будет легче, если ОСК сможет полноценно интегрировать это предприятие в свою структуру».
«Российские вооруженные силы должны стать более компактными, мобильными, боеспособными, а долю современных вооружений в их оснащении следует увеличить до 70% к 2020 году. Это в полной мере относится и к Военно-Морскому флоту страны»,— подчеркнул Путин.
Начинать нужно с фрегатов и корветов
Эксперт российского Центра анализа стратегий и технологий (АСТ) Константин Макиенко убежден, что начинать модернизацию российского военного флота нужно с первоочередного строительства новых фрегатов и корветов — эскортных корбалей ближней и дальней морской зоны, предназначенных для разведки, дежурства и сопровождения подводных лодок и крейсеров.
«Сейчас идет достройка советских образцов сторожевых и больших сторожевых кораблей. И хотя это правильное решение и фактически корабли новые, их платформы уже морально устарели. И основная проблема ВМФ России сейчас в том, что у нас катастрофическое выбывание эскортных кораблей»,— пояснил Макиенко.
В дальнейшем, по его словам, нужно начинать строительсто эсминцев и крейсеров. Если эти проекты удасться построить и спустить на воду, можно начинать строительство авианосцев. По оценке Макиенко, это может произойти в 2020–2025 году.
Оценивая способность российской промышленности выполнить задание премьера, Макиенко выделил три необходимые условия — жесткая ответственность управленцев за срывы программы, наделение их возможностью принятия самостоятельных решений и обеспечение проектов деньгами, сырьем и специалистами.
«Самая проблемная компонента — это люди: слесари, рабочие, который нужно срочно готовить. Плюс, конечно, нужно строить новые цеха, поскольку существующее оборудование устарело и по качеству продукции, и по уровню энергопотребления»,— отметил Макиенко.
Отвечая на вопрос GZT.RU, cможет ли французский вертолетоносец «Мистраль» вместе с технологической линейкой по его производству в России вытащить российское судостроение, Макиенко отметил, что это вредный для отечественной промышленности проект, который оттянет на себя финансирование, которе может быть направлено на жизненно необходимые проекты. При этом практической пользы от него для российского флота не будет.
«„Мистраль“ — очень сомнительный проект, которые не предназначен для северных широт и российских вертолетов. По своему предназначению „Мистраль“ — это интервенционалистский колониальный корабль, который нужен Франции с ее отдаленными провинциями, но совершенно не нужен России — ни на Черном, ни на Балтийском морях. А в северных широтах он плавать просто не сможет — у него для этого нет даже системы отопления»,— отметил эксперт.
Остановить реформу и сесть
Президент Академии Геополитический проблем генерал-полковник в отставке Леонид Ивашов считает, что для создания жизнеспособной программы развития военного судостроения необходимо привлечь военную науку, которая должна сделать прогноз о характере и масштабах будущих угроз, с учетом которых военные определят состав группировки кораблей. «Вооруженные силы, в том числе морская составляющая, должны обеспечивать успешное участие в возможных конфликтах и уметь предотвращать удары по нашей стране»,— отметил Ивашов.
По мнению Ивашова, несмотря на то, что советское военное судостроение серьезно деградировало с начала 1990-х годов, основа для его воссоздания осталась. Поэтому сейчас нужно провести оценку того, что осталось от советского потенциала и что можно использовать наиболее эффективно, в том числе, возродить кооперацию с Украиной, где в Николаеве строили авианесущие крейсеры, и с Киргизией, где в Иссык-куле испытывались самые эффективные на сегодня в мире торпеды «Шквал». Необходимо возрождать и систему береговой поддержки флота в других странах — в Камрани, Адене, на Кубе и в Сирии. К тому же, считает Ивашов, морское ракетное вооружение нуждается в серьезной поддержке со стороны космической группировки. «Все это нужно решать в комплексе, а значит немедленно останавливать военную реформу, садиться и продумывать действия»,— уверен Ивашов.
Источник: РИА Новости