Президент России Дмитрий Медведев направил сегодня в Совет Федерации предложение предоставить ему бессрочное и единоличное право принимать решение об оперативном использовании армии за границей. Как говорят в верхней палате, на заседании 16 декабря предложение президента, скорее всего, будет поддержано.
Совет Федерации добровольно урезал свои права
Как пояснил корреспонденту GZT.RU председатель комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Виктор Озеров, в соответствии с принятыми 9 ноября этого года поправками в ФЗ "Об обороне", решение об оперативном использовании за пределами страны российских Вооруженных сил принимается президентом, на основании "соответствующего постановления Совета Федерации".
"И теперь такое постановление будет президенту дано, чтобы он смог именно оперативно принять решение. Ограничений по срокам у постановления не будет, и постановление дается в целом, а не на какую-то конкретную ситуацию" – пояснил Озеров. По его словам, тот факт, что президент раз и навсегда получит право единолично решать, когда применять армию за пределами страны, не входит в противоречие с Конституцией, в 102 статье которой сказано, что к ведению СФ относится "решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации". Однако после постановления, которое примут 16 декабря сенаторы, вопрос этот будет решен бессрочно.
На миротворчество разрешение все-таки нужно
Как отметил Озеров, президент получит добро не на всякое использование ВС за рубежом , а исключительно на оперативное, как об это предусмотрено принятыми в ноябре поправками. "Так, к примеру, для того, чтобы продлить присутствие наших четырех миротворческих вертолетов в Чаде, Медведеву потребуется санкция Совфеда" – сказал GZT.RU Озеров.
Таким образом, возможность использования ВС за пределами России в ведении сенаторов все же останется, но – неоперативное. Иными словами, в случае чрезвычайной ситуации, как это было в августе 2008 года на Кавказе, президент может направить войска за границу, однако Совет Федерации вскоре должен все-таки собраться и принять окончательное решение о том, чтобы поддержать президента или же вернуть войска в Россию. Напомним, что 8 августа Дмитрий Медведев приказал усилить батальон российских миротворцев в Южной Осетии частями 58-й армии, причем такой приказ он отдал не запрашивая мнения верхней палаты парламента.
Правозащитник призывает сохранить основы парламентаризма
Кроме того, согласно Конституции, в компетенции сенаторов остается утверждение указа президента о введении военного или чрезвычайного положения. Это право, впрочем, уже давно на практике не используется, поскольку начиная с первой чеченской кампании президенты России предпочитали обходиться без формального объявления войны или ЧП, и тем самым игнорировали мнение верхней палаты по поводу боевых действий.
Член Совета по правам человека при президенте РФ, руководитель проекта "Гражданин и армия" Сергей Кривенко в беседе с GZT.RU предположил, что с одной стороны, пример событий августа 2008 года, показывает целесообразность разделения использования армии за рубежом на оперативное и неоперативное.
"Тогда, в августе, принуждая Грузию к миру, президент практически нарушил основной закон, не получив одобрения от СФ – это не очень хорошо. Однако даже если и сейчас глава государства получит на это бессрочную санкцию, то все равно, после начала применения, должно быть одобрение или неодобрение палаты, иначе это шаг к сведению на нет парламентской республики" – считает правозащитник.
Источник: gzt.ru