Экс-командующий Северным флотом адмирал Вячеслав Попов смоделировал ситуацию, при которой атомная подводная лодка "Курск" погибла от столкновения с субмариной НАТО. Своими выводами он поделился в интервью РИА Новости.
"Курск" затонул 12 августа 2000 года во время учений в Баренцевом море в 175 километрах от Североморска на глубине 108 метров — по официальной версии, в результате взрыва торпеды на борту и последующей детонации боезапаса. Все 118 членов экипажа погибли.
Адмирал заявил, что "Курск" столкнулся с подлодкой НАТО и ее название ему известно "с вероятностью 90%". Однако "чтобы публично называть, нужно иметь доказательства и выложить их", а он этого сделать не может. По его предположению, субмарина альянса следила за российской, но слишком сильно приблизилась к ней "либо маневр "Курска" привел к потере контакта".
"Ну он слышит, слышит, слышит, слышит и следит: вот "Курск", вот лодка. А потом "Курск" совершает какие-то действия, маневр какой-то или действия технические, что у него меняется или пропадает, или снижается уровень шумности. Он перестает его видеть, он стремится подскочить, чтобы услышать снова, чтобы контролировать. А он в это время совершил поворот, вот тебе на, вот тебе столкновение. Ну, я моделирую", — сказал Попов.
По его словам, столкновение пришлось на носовую часть российской АПЛ, у "Курска" был поврежден торпедный аппарат, произошел взрыв, пошло затопление первого отсека, и подводная лодка ударилась в дно.
"Детонация всего торпедного боезапаса и лишение первого отсека. Не только первого — первого, второго, третьего. И четвертый разрушен тоже. Второй взрыв мощнейший. И вот от первого столкновения, от собственного столкновения, и от второго мощного взрыва пострадала и иностранка, почему и лежала тоже на грунте до восстановления способности двигаться, но с ограничениями", — объяснил адмирал.
Сигналы SOS в тот день подавал не "Курск", а находившаяся рядом и получившая повреждения субмарина НАТО, добавил он. Противолодочная авиация ВМФ России обнаружила ее у берегов Норвегии.
Еще в 2000 году в документальном фильме Аркадия Мамонтова о "Курске" Попов говорил, что для него "главной версией является столкновение с неустановленной пока подводной лодкой, которая ударила в самое уязвимое место нашей лодки этого проекта, конечно, неосознанно". Однако тогда адмирал не указал ее принадлежность и тот факт, что знает ее название.
По данным российских и иностранных СМИ, в районе учений находились атомные подлодки Memphis и Toledo ВМС США, а также Splendid ВМС Великобритании. Портал News24 сообщал, что Министерство обороны России запросило у Пентагона разрешение на инспекцию подлодок Memphis и Toledo, однако получило отказ, было заявление, что "все субмарины находятся в рабочем состоянии". Такой же ответ последовал и из Лондона, уточняло СМИ.
По официальной версии российской правительственной комиссии, озвученной в июле 2002 года, АПЛ "Курск" погибла в результате теплового взрыва компонентов топлива торпеды 65-76, который привел к последующей детонации. Комиссия также приняла решение о подрыве находящихся на дне Баренцева моря фрагментов субмарины.
По мнению специалистов, это было необходимо с точки зрения безопасности мореплавания, так как на дне могли остаться неразорвавшиеся торпеды. Место гибели субмарины находится в центре района активного судоходства и рыбного промысла.
Столкновения советских (российских) подлодок происходили неоднократно и раньше. В частности, в феврале 1992 года на полигоне боевой подготовки Северного флота в Баренцевом море столкнулась АПЛ К-276 с американской АПЛ Baton Rouge типа Los Angeles. В 1993 году АПЛ "Борисоглебск" отрабатывала задачи боевой подготовки опять же в своем полигоне и получила удар в корпус. Расследование установило, что атомная подлодка ВМС США Grayling следила за "Борисоглебском", потеряла его из виду и столкнулась с ним. Однако эти и другие происшествия не имели таких катастрофических последствий, как в ситуации с "Курском".
Источник: ria.ru
Экс-начальник штаба ВМФ согласился с версией о гибели подлодки "Курск"
Ранее Попов, командующий Северным флотом на момент гибели "Курска" в августе 2000 года, заявил в интервью РИА Новости, что подлодка затонула в результате столкновения с субмариной НАТО, которая, подошла к ней слишком близко. По словам Попова, сигналы SOS подавал не экипаж "Курска", а специальный механизм, который на российских лодках отсутствует.
"Существует такая версия, верить ей или не верить? Косвенные признаки говорят о том, что да, то, что сказал командующий Северным флотом в тот период времени Вячеслав Алексеевич Попов, (могло произойти - ред.). Я тоже склонен верить этой версии", - сказал Кравченко.
Впрочем, напомнил собеседник, согласно выводам правительственной комиссии под руководством генпрокурора, официальной причиной катастрофы является взрыв парогазовой торпеды, который привел к дальнейшей детонации.
По словам Кравченко, автоматический прибор, который в определенных ситуациях может подавать сигналы SOS, устанавливается на американские подлодки.
Источник: ria.ru
Мать погибшего на «Курске» моряка подтвердила версию об американской подлодке
Экс-командующий Северным флотом адмирал Вячеслав Попов в большом интервью, которое он дал РИА «Новости», заявил, что атомная подводная лодка К-141 «Курск» погибла в результате столкновения с субмариной НАТО. По словам адмирала, 12 августа 2000-го были зафиксированы сигналы SOS, которые подавал не «Курск», был использован специальный механизм, который на российских лодках отсутствует. Заявление Попова прокомментировала председатель общественного Совета «Памяти моряков-подводников АПРК «Курск» София Дудко.
— Для нас это не является новостью, мы знали, что сначала было столкновение, а потом торпедирование «Курска», — говорит София Петровна, у которой 12 августа 2000-го на «Курске» погиб сын, старший помощник командира, капитан 2-го ранга Сергей Дудко. — Сразу после гибели подлодки этого никто не скрывал.
Как нам сказали, это столкновение было случайным, не секрет, что за учениями Северного флота наблюдали тогда сразу несколько подводных лодок НАТО. После сближения и столкновения командир американской подлодки, видимо решил, что Геннадий Лячин (капитан «Курска» - «МК») собирается его торпедировать, поэтому упредил его действия, выпустив по «Курску» торпеду. Нам было сказано, что командир американского атомохода может принимать подобные решения самостоятельно, без доклада Верховному главнокомандующему.
Этой версии придерживался тогда заместитель командующего Северным флотом и один из руководителей учений адмирал Михаил Моцак. А потом уже появилась версия-сказка. Мы тогда с Америкой были друзьями. Нельзя было допустить резкого ухудшения отношений, а возможно, и военного конфликта с США.
— Эти заявления экс-командующего Северным флотом могут сейчас, на ваш взгляд, что-то изменить?
— А что они могут изменить? Ребят ведь не вернешь. Кто хотел знать истину, тот знал ее изначально. Кто не мог тогда озвучить настоящую причину гибели «Курска», думаю, что не будет возвращаться к этому и сейчас.
— Вы пытались добиться правды?
— В самом начале у нас был адвокат Борис Кузнецов. Он предпринимал определенные усилия. В дальнейшем он перебрался в Америку и выпустил свою вторую книгу «Она утонула». У меня она есть, мне ее привезли, но я читаю ее с юмором, потому что в эксперты он взял вице-адмирала Валерия Рязанцева, который всю жизнь ревновал Северный флот к Тихоокеанскому, на котором сам служил. Во второй книге Кузнецова американцы уже были не при чем, их вины в гибели «Курска», по мнению нашего бывшего адвоката, нет. Якобы в том районе не было американских подлодок.
— Как вы думаете, почему адмирал Вячеслав Попов поднял сейчас этот вопрос?
— Время такое настало, что надо уже говорить правду. Вячеслав Алексеевич человек уже в возрасте, он сильно болеет. Видимо, считает, что не может уйти, не сказав правду.
В 2005 году на французском телевидении был показан фильм режиссера Жан-Мишеля Карре. В своей картине «Курск. Подводная лодка в мутной воде» автор утверждал, что российский атомоход был торпедирован американской подводной лодкой «Мемфис». Согласно версии режиссера, за учениями Северного флота наблюдали с двух американских подводных лодок «Мемфис» и «Толедо». «Толедо» шел в опасной близости под прикрытием «Мемфиса», который находился «в тени». В какой-то момент произошло столкновение атомохода «Курск» и «Толедо». Якобы было услышано открытие трубы торпедного аппарата «Курска». И, чтобы предотвратить выстрел «Курска» по «Толедо», «Мемфис» открыл огонь торпедой Mk-48 по российской подлодке.
Эта версия официальным расследованием поддержана не была.
Источник: mk.ru
В Кремле заявили, что по делу о гибели «Курска» было следствие
Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков заявил, что в Кремле не комментируют версию бывшего командующего Северным флотом (1999—2001 годы) адмирала Вячеслава Попова, согласно которой подводная лодка «Курск» затонула в результате столкновения с иностранной субмариной.
«Никак, мы её (версию. — RT) оставляем абсолютно без комментариев», — сказал Песков.
Он напомнил, что проводилось следствие и следователи пришли к окончательному выводу.
Источник: rt.com