Ядерную энергетическую установку ракетного крейсера без всякой лицензии чинили сборщики металлолома
Всего несколько дней назад премьер-министр России Владимир Путин на совещании, срочно собранном в Казани по поводу трагической и нелепой гибели теплохода «Булгария», гневно спрашивал собравшихся:
— Как судно работало без лицензии? Как на него вообще билеты продавали в порту?! Как его выпустили из порта?! Кто разрешил?! Где был Ространснадзор?.. Это же кошмар! Что же за бардак у нас творится?!!
Теперь выяснилось, что бардак с «Булгарией» - это еще цветочки. Без лицензии в России, оказывается, успешно ремонтируют даже ядерные энергетические установки атомных ракетных крейсеров. То есть буквально неизвестно кто с гаечным ключом и сварочным аппаратом с ведома командования Военно-Морского флота и Министерства обороны лезет в святая святых корабля – реакторный отсек. Что-то клепает там в меру своего понимания и неизвестно какой квалификации. Флот потом работу безропотно принимает и подписывает соответствующие документы. Атомный крейсер выходит в море и все довольны. На фоне этого беспредела уже не самым страшным кажется известие, что заводом попутно банально украдено у военных 60 процентов средств, выделенных на приведение в порядок материальной части. Чего удивляться-то, ежели повсюду бардак?
Именно так, как выяснила Генеральная прокуратура России, происходило на флагмане Северного флота тяжелом атомном ракетном крейсере «Петр Великий» в минувшем году. После почти кругосветного похода до Владивостока и обратно в Мурманске корабль встал в планово-предупредительный ремонт. Часть работ вызвалось выполнить малоизвестное ЗАО "Специальная производственно-техническая база "Звездочка", чей офис находится неподалеку, в городе Полярный.
Сразу оговоримся: не следует путать эту контору с гигантским северодвинским Центром судоремонта «Звездочка», основной продукцией которого уже много десятилетий являются атомные подводные лодки. От подобных подозрений северодвинцы поспешили официально откреститься в тот же день, когда вспыхнул скандал. Впрочем, некоторая связь, очевидно, все же существует. По данным открытой печати, 20 процентов полярнинской «Звездочки» принадлежит-таки ее тезке из Северодвинска. Остальная часть компании в равных долях в собственности генерального директора Федора Барашко и некоей Людмилы Николенко.
Не намеренно ли была создана путаница с двумя «Звездочками»? Сейчас это выясняет военная прокуратура. Но совершенно точно, что согласно уставных документов, та «Звездочка», что в Полярном, мало подходит для ремонта крейсерской ядерной энергетической установки. Потому что в документах основным направлением производственной деятельности предприятия значится обработка отходов и лома цветных металлов. На работы в реакторных отсеках нет даже намека. Зато для северодвинской тезки – это основной профиль. Поэтому когда тебе предлагают заключить контракт от имени «Звездочки» - пойди разберись от какой? От той, которую знает весь мир? Или от безвестных обработчиков цветных и черных металлов?
Хотя, конечно, когда речь идет о сотнях миллионов рублей, заказчикам из Министерства обороны положено все же разбираться. И, как минимум, заглядывать в лицензию. Если не сделано даже это – вопрос о бескорыстии адмиралов из Технического управления флота возникает сам собой.
Тем не менее, контракт на ремонтные работы на «Петре Великом» на сумму 356,1 миллиона рублей был заключен именно с генеральным директором полярнинской «Звездочки» Федором Барашко. Причем, контракт этот с Северным флотом у предприятия был не первым. В 2008 году оно получило подрядов от Минобороны на сумму 173 миллиона рублей. В 2009 – еще на сумму 125 миллионов рублей, в том числе и на ремонт ракетного крейсера «Маршал Устинов». Ну, а потом уже начался финансовый пир жуликов в погонах и без на «Петре Великом». Завершился он так.
Как сообщает Генеральная прокуратура, когда оговоренные сроки ремонта флагмана подошли к концу, гендиректор Барашко подписал акт о том, что заказ выполнен в полном объеме, деньги получены и потрачены по назначению. На самом деле, как выяснили следователи, ЗАО «Звездочка» реально освоено на «Петре Великом» всего около 100 миллионов рублей. Оставшиеся 265,4 миллиона рублей украдены. И ничего не меняет тот факт, что вроде бы генеральный директор эти деньги, как утверждает сам, не присвоил, а потратил на развитие предприятия. Теперь Федору Барашко грозит до 10 лет лишения свободы и штраф в 1 миллион рублей.
Однако удивительно вот что. В сообщении прокуратуры нет ни слова об ответственности заказчика – Министерства обороны. Где были, скажем, специалисты Управления государственного надзора за ядерной и радиационной безопасностью Минобороны? Как будто результаты ремонта только сам исполнитель и проверял. Но акты об окончании ремонтных работ на кораблях подписывают не только представители промышленности. Без подписей военных такой акт - филькина грамота. Деньги по нему никто перечислять не станет. Кто принимал заказ от Минобороны? Об этом не сообщается.
Другой вопрос. Как теперь, после лишь на треть завершенных работ, обстоят дела с ядерной безопасностью на «Петре Великом»? Об этом тоже молчок.
Между тем, как утверждают специалисты, корабельный ремонт давно стал одной из самых коррупционных статей государственного оборонного заказа. Фактов на этот счет в последние годы множество. По словам военного прокурора все того же Северного флота полковника юстиции Евгения Ткачука, в минувшем году большинство уголовных дел там связано с ремонтами надводных и подводных кораблей ВМФ на судоремонтных заводах. Ткачук приводит пример, как две капли воды похожий на произошедшее на «Петре Великом»:
- Три года назад Минобороны России заключило с директором судоремонтного завода «Нерпа» Александром Горбуновым госконтракт на ремонт сухогрузного транспорта «Яуза» на сумму 598 миллионов рублей. Как мы потом установили, министерство выплатило аванс - 569 миллионов. Однако на ремонт ушла гораздо меньшая сумма, одну часть оставшихся средств Горбунов пустил на решение финансовых проблем завода, а другую присвоил.
Начавшийся в 2008 годы ремонт тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов» завершился тем, что подведением его итогов год назад занялась Федеральная службы безопасности. Об этом сообщило интернет-издание «Фонтанка.ру». Как разузнали журналисты, ряд лотов на приведение в порядок авианосца достались петербургскому предприятию ЗАО "Обуховское”. За 5 дней до окончания своих работ на крейсере ЗАО "Обуховское” подписало с заказчиком некое дополнительное соглашение, по которому объем и сроки исполнения контракта остались неизменными, а вот сумма оплаты за них возросла почти в два раза - до 2 миллионов 431 тысячи рублей. Кроме того, компании удалось согласовать с начальником технического управления Северного флота (СФ) Виктором Бурсуком ремонт девятого насоса крейсера за 2 миллиона 751 тысячу рублей. Однако данного насоса не существует в принципе - конструкцией судна предусмотрены только восемь таких установок.
В прошлом году скандальные факты привел лидер профсоюзной организации севастопольского судоремонтного завода «Лазаревское адмиралтейство» Владимир Цуркан. По местному телевидению он рассказал, что командование Военно-Морского флота и руководители завода прячут в воду концы истории с невиданным по продолжительности ремонтом большого противолодочного корабля (БПК) Черноморского флота «Очаков» и одной из дизельных подводных лодок. "Очаков" простоял в заводе около двух десятков лет. Подлодка - чуть меньше. Работы на них то начинали, то прекращали. По сведениям Цуркана, всего на ремонт ушла сумасшедшая сумма - около 2 миллиардов гривен (порядка 7,5 миллиардов рублей).
А недавно это было признано ненужным расточительством. Но не в том смысле, что дорогостоящую волынку пора заканчивать и выводить БПК и подводную лодку в море. Нет, их решено списать на металлолом. Сегодня "Очаков", ободранный и разоруженный, дожидается своей участи у причальной стенки в Инкермане. Лодка неизвестно где. А миллиарды, потраченные на ремонт? Да кто их считает, эти миллиарды?
В дни, когда со дна Волги поднимают дышавшую на ладан, несмотря на многочисленные ремонты, «Булгарию» вам не страшно это читать?
Истчоник: svpressa.ru