Проблемы с реализацией контракта на поставку военно-транспортных самолетов Ил-76 и самолетов-заправщиков Ил-78 Китаю вызваны невыполнением обязательств третьим участником проекта - Ташкентским авиационным производственным объединением им.Чкалова (ТАПОиЧ, Узбекистан), сообщил информированный источник в российском ОПК в связи с предстоящим 25 ноября в Москве 14-м заседанием российско-китайской смешанной межправительственной комиссии по военно-техническому сотрудничеству.
"Среди ранее заключенных контрактов на заседании, возможно, будет обсуждаться и вопрос реализации контракта от 2005 г. на поставку Китаю транспортников Ил-76 и заправщиков Ил-78. В связи с этим хотел бы подчеркнуть, что в части, касающейся России, контракт выполняется и, безусловно, будет выполнен", - сообщил источник.
"Но российская сторона не несет и не может нести ответственность за фактический срыв выполнения этого проекта его третьим участником - узбекской стороной в лице ТАПОиЧ", - подчеркнул он.
По данным источника, обязательства России по этому контракту касаются только производства и поставок Китаю двигателей и вспомогательных силовых установок для самолетов Ил-76 и Ил-78, и "эти обязательства выполняются". Планеры же к этим самолетам, в соответствии с взятыми на себя обязательствами по контрактам, должен выпускать Ташкентский авиазавод, который "фактически аннулировал" контракт.
"Для выхода из данной ситуации, видимо, будет подписано какое-то дополнение к контракту, в котором будут определены новые сроки его выполнения", - сказал источник в российском оборонно-промышленном комплексе.
"Возможно, одним из вариантов будет передача заказа на выпуск планеров Ил-76 и Ил-78 от Ташкентского авиазавода Ульяновскому заводу, когда последний "наберет обороты" ", - предположил он.
По данным Минобороны РФ, контракт, подписанный в Сочи в 2005 г. в ходе 12-го заседания российско-китайской смешанной межправительственной комиссии по ВТС, предусматривает поставку Китаю 38 средних военно-транспортных самолетов Ил-76 и четырех дальних самолетов-заправщиков Ил-78. Общая стоимость сделки составляет около 1 млрд дол.
Первый в истории военно-транспортный самолет с турбореактивными двигателями Ил-76 является одним из самых лучших и надежных в мире транспортников. Ил-76 предназначен для транспортировки и десантирования личного состава, военной техники и грузов различного назначения. Интерес к его использованию в своих целях неоднократно выражали военные представители НАТО. Ил-76 может действовать с бетонированных и даже грунтовых аэродромов, способен доставлять грузы с максимальным весом 60 т на расстояние 4200 км с крейсерской скоростью 770-800 км/ч и перевозить до 245 военнослужащих с личным оружием. Он может также транспортировать всю номенклатуру боевой техники воздушно-десантных подразделений и большую часть техники мотострелковых соединений.
Самолет-заправщик Ил-78 создан на базе Ил-76 и предназначен для дозаправки в воздухе военных самолетов, в том числе стратегических бомбардировщиков. Принят на вооружение в 1987 г. В настоящее время - единственный самолет-заправщик, находящийся на вооружении ВВС России. Максимальное количество отдаваемого им топлива другим портам составляет 57,7 т.
Источник: ИТАР-ТАСС