Юноши приходят в армию совершенно не готовыми к службе, понятия не имеют о принципах единоначалия и необходимости подчиняться командованию, и исправить это можно, если ввести в школах предмет "начальная военная подготовка", считают в Главной военной прокуратуре России.
Таким образом, заявил первый заместитель главного военного прокурора России Андрей Никулищин, удастся снизить число преступлений в вооруженных силах, которые совершают солдаты-срочники.
Это предложение раскритиковали многие российские правозащитники, которые считают, что введение военного предмета в школе не имеет никакого отношения к патриотическому воспитанию, и более того вредит развитию демократии в стране.
Учителя, в свою очередь, говорят, что ввести в школах подобный предмет невозможно в силу чрезвычайно насыщенной программы.
Борьба с армейской преступностью
Заместитель главного военного прокурора, выступая на парламентских слушаниях в Совете Федерации, связанных с проблемами законодательного обеспечения государственной профилактики правонарушений, сказал, что солдаты-срочники совершают более половины преступлений в армии, связанных с насилием.
"В течение 2010 года военнослужащими срочной службы совершено более 50% всех преступлений в армии и на флоте. Уже в этом году этот вид преступления данной категорией военнослужащих увеличился на 4%", - сказал он.
По словам Никулищина, это связано с тем, что солдаты-срочники не имеют понятия об основах воинской дисциплины и неукоснительном выполнении приказов командиров и начальников.
В пользу обязательного военно-патриотического воспитания молодежи в тот же день на заседании Общественного совета при Минобороны РФ выступил его глава кинорежиссер Никита Михалков. По его словам, у современных российских детей сегодня утрачен "дух воина". В первую очередь из-за того, что в последние 20 лет процессы, которые происходили в российском обществе, не способствовали воспитанию сильных духом молодых людей, а именно сейчас они приходят служить в армию, сказал Михалков.
Идею о введении курса НВП в школах поддержал и известный оппозиционный политик Эдуард Лимонов, который считает, что такой предмет был бы "нескучной вещью" в школе, и внес бы "приятное разнообразие в затхлый мир интернета".
Концепция не предусматривает
В настоящее время в российских школах действительно не существует такого предмета, как "начальная военная подготовка". Некоторые военные навыки школьники проходят в рамках изучения "основ обеспечения жизнедеятельности".
В Концепции федеральной системы подготовки граждан Российской Федерации к военной службе на период до 2020 года, утвержденной правительством в прошлом году, прямого указания о введении школьного предмета НВП не содержится.
Однако там говорится, что "система подготовки граждан к военной службе должна охватывать молодежь начиная со школьного возраста (физическое развитие и военно-патриотическое воспитание с дошкольного возраста)".
Там же указывается, что "подготовка граждан, подлежащих призыву на военную службу, по военно-учетным специальностям [...] осуществляется в общественных объединениях, крупнейшей из которых является Общероссийская общественно-государственная организация "Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России", а также в образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования и других организациях".
Согласно этой концепции, в 2011 году завершается первый и начинается второй этап ее реализации, в ходе которого планируется "увеличить объем подготовки специалистов в образовательных учреждениях ДОСААФ". О школах в этом разделе ничего не говорится.
Между тем, по словам директора московской школы №315 Любови Понтак, практически ввести такой предмет, отдельный от ОБЖ, нереально с точки зрения организации учебного процесса: "Я просто не вижу, за счет каких часов это может быть. И так сокращается количество часов на отдельные предметы, а если еще заберут на начальную военную подготовку..."
А по мнению учителя истории одной из московских школ Андрея Союстова, введение такого предмета сложно еще и с финансовой точки зрения.
"Для того, чтобы это реально приносило пользу, надо этим реально заниматься, вкладывать большие деньги, создавать целую работающую структуру. Как это было во времена Советского Союза при товарище Сталине, а не как это было в конце существования страны. Нужно что-то вроде ОСОАВИАХИМа, а не ДОСААФа, красивого, но ничего не делающего. Иначе будет чистой воды показуха", - сказал он.
Общество содействия обороне, авиационному и химическому строительству (ОСОАВИАХИМ) существовало в СССР с 1927 по 1948 годы. Это была мощная организация, занимавшаяся пропагандой и подготовкой не только школьников и подростков, но и всего населения к обороне. В составе ОСОАВИАХИМа действовали стрелковые, авиационные и морские клубы, в которых готовили специалистов для вооруженных сил.
Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту (ДОСААФ) было создано на основе ОСОАВИАХИМа в 1951 году. Деятельность новой структуры, которая сохранилась после распада СССР, была и остается гораздо менее масштабной.
Протесты правозащитников
По словам Союстова, "странная" идея введения в школах НВП де-факто окончательно хоронит идею о профессиональной армии: "Иначе зачем тратить драгоценное время учащихся, если мы не готовим из них резервистов?"
С ним согласны многие российские правозащитники. "Это будет возвращение к милитаризованности школы. К развитию нормального, свободного и демократического государства эта инициатива отношения не имеет", - сказал Интерфаксу председатель правления российского историко-просветительского и правозащитного общества "Мемориал" Арсений Рогинский.
Глава комитета "Гражданское содействие" Светлана Ганнушкина считает это "нелепой идеей": "Чему там будут учить? Ходить строем? Сейчас другие методы войны".
А сопредседатель организации "Солдатские материи Санкт-Петербурга" Элла Полякова сказала, что подготовка школьников к службе в армии не может избавить Вооруженные силы от преступности: "К нам бегут те ребята, которые очень хорошо готовились к службе в армии. Они сталкиваются с такой ситуацией [в армии], которая недопустима для человеческого достоинства. Этот довод я считаю несущественным".
Источник: BBC