Авиастроительная компания "Сухой" заняла второе место в мире по количеству произведенных на экспорт за последние десять лет многофункциональных истребителей, сообщает во вторник Центр анализа мировой торговли оружием (ЦАМТО).
"Доля истребителей марки "Су" на мировом рынке новых многофункциональных истребителей в 2000-2004 годах в количественном отношении составила 35,2%, в 2005-2009 годах - 29,5%. За прошедшие десять лет на экспорт было поставлено 437 самолетов: 240 - в 2000-2004 годах и 197 - в 2005-2009 годах. В итоге Россия заняла второе место после США", - говорится в отчете ЦАМТО по мировому рынку истребителей.
Как отмечают эксперты центра, в условиях сужения рынка Китая усилия были сконцентрированы на диверсификации экспорта самолетов семейства "Су". "Грамотная маркетинговая политика обеспечила высокую результативность. Были заключены крупные контракты с Малайзией, Индонезией, Алжиром, Венесуэлой и Вьетнамом", - отмечается в исследовании.
В ряде этих стран России удалось победить в тендерах в условиях жесточайшей конкурентной борьбы с ведущими производителями многофункциональных истребителей.
Первое место на мировом рынке боевых самолетов, по расчетам экспертов ЦАМТО, занимает американская компания Lockheed Martin. Объем ее поставок в 2000-2004 годах составил 300 единиц (44%), в 2005-2009 годах - 283 единицы (42,4%). Общий объем поставок за десять лет (2000-2009 годы) достиг 583 машин.
На третьей позиции находится китайская "Ченду" (J-7, J-10, JF-17) - 56 единиц в 2000-2004 годах (8,2%) и 34 единицы (5,1%) в 2005-2009 годах (всего 90 машин).
Четвертое местов рейтинге ЦАМТО занимает французская компания Dassault Aviation ("Мираж-2000") - 38 единиц в 2000-2004 годах (5,6%) и 19 единиц (2,8%) в 2005-2009 годах (всего 57 машин).
Пятое место за американским Boeing (F-15, F/A-18) - десять единиц (1,5%) в 2000-2004 годах и 40 единиц (6%) в 2005-2009 годах (всего 50 машин).
Российская самолетостроительная корпорация "МиГ" занимает шестое место - 34 единиц в 2000-2004 годах (5%) и восемь единиц (1,2%) в 2005-2009 годах (всего 42 машины).
ЦАМТО отмечает, что компания реализует несколько крупных экспортных контрактов по модернизации самолетов "МиГ", которые в данном анализе не учитываются. В частности, осуществляется масштабная программа по модернизации парка МиГ-29 ВВС Индии и Перу.
Программы модернизации или ремонта МиГ-29 за последние пять лет реализованы с Болгарией, Венгрией, Йеменом, Сербией, Польшей, Словакией, Эритреей.
Седьмое место занимает Gripen International (Швеция) - 39 единиц (JAS-39 "Грипен") в 2005-2009 годах (5,8%).
Британская BAE Systems на восьмом месте - четыре единицы в 2000-2004 годах и 24 единицы в 2005-2009 годах (всего 28 машин).
Европейский консорциум Eurofighter с истребителями EF-2000 "Тайфун" девятый - 23 единиц в 2005-2009 годах.
В целом, объем мирового экспорта новых многофункциональных истребителей в 2000-2004 годы составил 682 единицы (в 2005-2009 годах - 667 единиц). Общий объем поставок за 10-летний период составил 1349 машин.
По методике ЦАМТО, в категорию "новые" включены поставки и лицензионные программы истребителей, а также самолетов из состава вооруженных сил стран-экспортеров, модернизированных до уровня практически новых истребителей четвертого поколения с продленным сроком эксплуатации, цена которых на момент поставки составляет более 50% от стоимости нового самолета того же типа на тот же период времени.
Источник: РИАН