“Common Dreams.org”, США - 16 ноября 2010 г.
"U.S. Envoy Secretly Offered Troops in Iraq after 2011"
Вашингтон. Спецпосланник президента Барака Обамы поднял вопрос во время тайной встречи с высокопоставленными иракскими военными и гражданскими официальными лицами в Багдаде 23 сентября о возможности для его администрации оставить в Ираке боевые части в составе более 15000 человек после окончательного срока вывода американских войск в 2011 году, согласно высокопоставленному сотруднику иракской разведки, знакомому с подробностями встречи.
Но, как сказал чиновник из Белого дома Панит Талвар, специальный помощник президента и старший директор по вопросам стран Залива, Ирана и Ирака в Совете национальной безопасности (СНБ), базированием войск следует заниматься в соответствии с обещанием президента полностью вывести американские войска из Ирака по соглашению 2008 года.
Высказывания Панита Талвара, специального помощника президента и старшего директора по вопросам стран Залива, Ирана и Ирака в Совете национальной безопасности (СНБ), указывают на то, что администрация Обамы планирует воспользоваться уловкой, чтобы оставить боевые части в Ираке после истечения срока вывода войск 31 декабря 2011 г., установленного в американо-иракском соглашении, одновременно заверяя американскую общественность, что все американские войска были выведены до этого срока. (Reuters/ Саад Шалаш)
Талвар дал понять, что боевые части могут быть оставлены под видом сил безопасности Госдепартамента, сказал "ИнтерПрессСервис" сотрудник иракской разведки.
Посланник Обамы сослался на силы, которые, как было объявлено Госдепартаментом в августе, будут обеспечивать безопасность американских гражданских официальных лиц, работающих в Багдаде и в четырёх региональных консульствах в Киркуке, Эрбиле, Мосуле и Басре. Официальная позиция администрации заключается в том, что силы безопасности будут укомплектованы персоналом частной службы безопасности, как разъяснялось на информационном совещании, проводившемся заместителем помощника госсекретаря Майклом Корбином 17 августа.
Высказывания Талвара указывают на то, что администрация Обамы планирует воспользоваться уловкой, чтобы оставить боевые части в Ираке после истечения срока вывода войск 31 декабря 2011 г., установленного в американо-иракском соглашении, одновременно заверяя американскую общественность, что все американские войска были выведены до этого срока.
В прошлом году Обама согласился с предложением американских военачальников изменить название всех боевых бригад в Ираке на "бригады по информированию и содействию", чтобы он мог заявить, что выводит все боевые части до 31 августа 2010 г. Сегодня в Ираке остаются шесть полностью укомплектованных боевых бригад в нарушение официальной позиции администрации, что там остались только не боевые части.
На впорос иракцев, будут ли находиться в Ираке американские войска весной 2012 года, Талвар ответил, что это будет "зависеть от определения понятия войска", согласно рассказу о встрече для "ИнтерПрессСервис" иракского сотрудника разведки.
Когда иракские участники встречи 23 сентября спросили, сколько войск останется в Ираке, Талвар ответил, что желательно одна бригада, но что это может быть две бригады. Однако на вопрос о том, сколько солдат будет в бригаде, чиновник СНБ сказал, что их число может быть неограниченным.
Иракский военный представитель сказал Талвару, что военные поняли это так, что минимальное число войск, необходимых для этих автономных американских боевых сил, составляет от 15000 до 28000 человек. Они спросили Талвара, смогут ли США оставить в стране по крайней мере 15000 войск, и Талвар ответил, что это возможно.
Каждая американская бригадная группа состоит из 3500-4000 человек. Таким образом, 15000 регулярных боевых войск, о которых шла речь как о возможном присутствии войск после 2011 года, составят 3 или 4 бригады.
Иракцы также спросили, можно ли увеличить их количество за счёт войск специального назначения, согласно рассказу сотрудника иракской разведки. Талвар ответил, что дополнительное размещение войск специального назначения после даты вывода будет возможным, так как Соединённые Штаты никогда публично не подтверждали присутствие частей спецназа в Ираке.
Пентагон дал понять прошлым летом, что он предполагает военное присутствие США в Ираке после 2011 г. числом менее 20000 войск. На пресс-брифинге в августе заместитель помощника министра обороны по Ближнему Востоку Колин Кал сказал, что Ираку "не потребуются тысячи [американских] войск".
Талвар также сказал иракцам, что любое размещение боевых частей в Ираке после окончания срока американо-иракского соглашения потребует письма от премьер-министра Нури аль-Малики. Иракские официальные лица ответили, что письмо будет послано.
Представитель Совета национальной безопасности отказался прокомментировать, ездил ли Талвар в Багдад в момент встречи, о которой сообщается.
Чтобы убедить администрацию Обамы быть более настроенной на сотрудничество в отношении постоянного присутствия американских войск, иракские военные нарисовали картину, согласно которой правительству угрожают внутренние и внешние враги, согласно рассказу о тех диалогах.
Иракцы приводили доводы, что у Ирака должны быть союзники в ближайшем будущем, и что если Соединённые Штаты не станут играть эту роль, Ирак обратится к Ирану или России, чтобы восполнить этот пробел, по словам иракского источника.
Они заявили представителям США, что Иран уже предложил разместить свои войска в Ираке, если это необходимо, сказал источник.
Основной угрозой стабильности и целостности Ирака являются неразрешённые политические конфликты между суннитскими и шиитскими политическими группировками и между курдами и арабами.
Администрация Обамы использовала всё своё политическое влияние, чтобы заставить Малики включить бывшего премьер-министра Айада Аллави и его поддерживаемый суннитами блок "Иракия" в правительство, которое всё ещё должно быть сформировано.
Однако Малики, как сообщают, настаивал на том, чтобы "Национальный совет", который по предварительному соглашению зарезервирован за Аллави, подчинялся правительству Малики - к вящей досаде Аллави. В субботу Аллави заявил, что он и его сторонники в "Иракия" не войдут в правительство и предсказал резкий рост насилия.
Аллави, видимо, намекал на то, что суннитские боевики, вышедшие из сил сопротивления в 2006 и 2007 гг. согласно соглашениям, заключённым с военными США, теперь возобновят военное сопротивление правительству.
Основной конфликт между иракскими курдами и арабами по поводу судьбы Киркука и нефтяных месторождений в прилегающих районах может быть даже ещё большим риском. Курды настаивают на проведении переписи, которая предположительно поддержит их утверждениям, что Киркук является преимущественно курдским городом, в преддверии референдума по этому вопросу.
Однако Малики преследует внутреннюю политическую стратегию, основанную на том, чтобы играть роль арабского националиста, что делает весьма маловероятным, чтобы он согласился на какие-либо уступки по иракской территории - особенно территории с крупными запасами нефти - для курдов.
Иракские военные ожидают, что война между курдскими войсками и иракской армией из-за спорной территории на севере может разразиться в следующщие два года. Но иракская армия заявила своим американским коллегам, что она не будет готова справиться с таким кризисом до 2014 года, согласно сотруднику иракской разведки.
Части 4-й пехотной дивизии США размещены сейчас в северном Ираке вдоль линии конфликта между курдами и арабами, и американские военные особенно в этом районе стремятся сохранить американское военное присутствие. В марте генерал Рэй Одиерно, бывший американский главнокомандующий в Ираке, говорил о возможности размещения американских войск вдоль этой линии на основе мандата миротворцев ООН.
Американское решение оставить боевые бригады в Ираке будет способствовать тому, что Малики продолжит проводить жёсткую политику в отношении устремлений курдов в рамках его стратегии консолидации власти. Это также укрепит его решимость отказать Аллави в получении части политической власти.
А переговоры по новому соглашению о размещении американских боевых бригад в Ираке рискуют вовлечь США в ожесточённые иракские этнические и межконфессиональные конфликты в течение следующих десятилетий.
Гарет Портер является историком и журналистом, специализирующимся на американской политике национальной безопасности. Его последняя книга в мягкой обложке "Риски доминирования: нарушение баланса власти и дорога к войне во Вьетнаме" была опубликована в 2006 году.
Источник: Переводика