Российская делегация на 59-й сессии Комитета ООН по использованию космического пространства в мирных целях (проходила с 8 по 17 июня в Вене) выступила с предложением создать под эгидой ООН информационную платформу по космическим объектам — действующим спутникам и космическому мусору. С презентацией о возможных шагах по формированию единой базы данных выступил член российской делегации Виктор Шилин. А накануне руководитель российской делегации Виктор Мешков сделал заявление о том, что Россия также планирует сделать открытый сервис по выдаче орбитальных данных, то есть предоставить мировому сообществу свой каталог околоземных объектов. Таким образом, в открытом доступе окажутся данные, которые не публикует в открытых каталогах командование космической обороны США (USSPACECOM). Это каталог NORAD (North American Aerospace Defense Command), в котором есть данные о более 45 тыс. объектов, запущенных в космос за всю космическую эру. Каждому объекту присваивается пятизначный номер — NORAD ID. Например, номер 1 принадлежит верхней ступени советской ракеты Р-7, доставившей 4 октября 1957 на орбиту «Спутник-1» которому присвоили номер 2 (оба объекта сошли с орбиты и сгорели в атмосфере через несколько недель после пуска).
Большая часть каталога NORAD находится в открытом доступе, и в Сети есть масса сервисов, позволяющих в режиме онлайн отслеживать траекторию любого интересующего вас спутника — как правило, их данные берутся у NORAD. Однако при этом часть данных по космическим аппаратам NORAD в открытый доступ не выкладывает, а отдельные данные загрубляет. Наряду с американскими спутниками военного назначения NORAD закрывает информацию по оборонным спутникам союзников — Франции, Германии, Израиля и Японии. Зато российские спутники военного назначения в каталоге представлены: в частности, по открытым данным NORAD масса любителей космической тематики в прошлом году отслеживали передвижения по геостационарной орбите новейшего российского военного спутника связи, который демонстрировал необыкновенную мобильность.
Теперь у России появилась возможность ответить американцам вполне адекватно: мощности для наблюдений у нас наращивались все последние годы.
Помимо возможностей сети Роскосмоса у Минобороны есть собственная система контроля космического пространства.
С 2010 года работает «Научная сеть оптических инструментов для астрометрических и фотометрических наблюдений» (НСОИ АФН). Сейчас в этом проекте участвуют 31 обсерватория из 15 стран мира, в том числе в Боливии и Мексике. Для этих обсерваторий сети было произведено 54 новых телескопа с диаметром от 12,5 см до 80 см плюс модернизировано шесть старых телескопов.
— Наша сеть сопровождает примерно на 40% больше объектов, чем имеется в открытых американских данных, — говорит Игорь Молотов, координатор проекта НСОИ АФН, старший научный сотрудник Института прикладной математики им. М.В. Келдыша РАН. — У нас в несколько раз больше телескопов по сравнению с NORAD и во много раз больше мест их установки. Влияние плохой погоды у нас существенно меньше — где-то да есть в этот момент хорошая погода. Плюс мы используем телескопы, которые имеют поле зрения в несколько раз больше, что позволяет нам за ночь просматривать гораздо большие участки неба и получать существенно более точные орбиты, открывать больше новых объектов.
Суть внесенных в Вене российской делегацией предложений — объединить существующие в разных странах базы данных по космических объектам в единый каталог с целью наибольшей его полноты, точности и доступности для любой страны, осуществляющей космическую деятельность. Эта система могла бы информировать о потенциально опасных событиях (как для аппаратов в космосе, так и для объектов на Земле), а также выдавать информацию всем операторам пусковых услуг о возможных помехах при выведении.
По словам одного из участников заседания 59-й сессии Комитета ООН по использованию космического пространства в мирных целях, российскую инициативу поддержал Китай, но в то же время США высказались против.
— Американцы хотят сохранить свою монополию, выступая своеобразным регулятором движения в околоземном пространстве, — пояснил участник заседания. — Плюс к тому американские военные не стремятся к выдаче в свободный доступ информации по целому ряду объектов военного назначения.
Не случайно именно накануне презентации российских предложений по объединению каталогов прозвучало обещание главы российской делегации выложить в открытый доступ данные российских систем наблюдения: таким образом, американцы могут не волноваться по поводу рассекречивания орбитальных данных своих военных космических аппаратов —это произойдет в любом случае.
По мнению Андрея Ионина, члена-корреспондента российской Академии космонавтики им. К.Э. Циолковского, предложение о формировании общемировой информационной платформы по космическим объектам это шаг в правильном направлении.
— Создание такой платформы стало бы важным этапом международного сотрудничества в космосе, — говорит Ионин. — Космический мусор — это проблема общемировая и касается всех. Точно так же как астероидно-кометная опасность касается всех стран, а не какой-то одной. В случае возникновения реальной угрозы из космоса решать вопрос придется всем сообща. Поэтому формирование единых баз данных, совместных инструментов в конечном счете способствовало бы укреплению безопасности на всей планете. Возможные опасения, что чей-то вклад меньше, а чей-то больше, на мой взгляд, преодолимы.
Источник: izvestia.ru