Россия имеет ряд претензий к США по исполнению обязательств в сфере нераспространения оружия массового поражения, говорится в сообщении, опубликованном в субботу на сайте МИД РФ.
В документе отмечается, что "в период действия ДСНВ-1 так и не был снят ряд российских озабоченностей в отношении соблюдения этого договора США".
"Российская сторона неоднократно высказывала озабоченности в связи с несанкционированным переоборудованием пяти шахтных пусковых установок (ШПУ) межконтинентальных баллистических ракет (МБР) на полигоне Ванденберг в пусковые установки ракет-перехватчиков, что противоречит положениям Договора", - говорится в документе.
МИД РФ отмечает, что "остался открытым также вопрос относительно процедур переоборудования американских тяжелых бомбардировщиков (ТБ) B-1 в бомбардировщики, оснащенные под неядерные вооружения, а также их базирования", поскольку США так и не представили убедительных доказательств того, что использованный ими набор процедур обеспечивает невозможность обратного переоборудования неядерных ТБ в ядерный вариант.
Как отмечает МИД РФ, США нарушили обязательства в таких соглашениях о нераспространении оружия массового поражения и контроля над вооружениями как Договор о СНВ-1, Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (РСМД), Конвенция о запрещении химического оружия, Конвенция о запрещении биологического оружия (КБТО), Гаагский кодекс поведения по предотвращению распространения баллистических ракет, а также в области международных режимов экспортного контроля.
Указывая на нарушения в области ядерного нераспространения, МИД РФ отметил, что "в результате нарушений мер радиационной безопасности и правил хранения радиоактивных материалов на ряде американских предприятий и организаций только в период с 1996 по 2001 годы было утеряно около 1,5 тысячи источников ионизирующих излучений", а в октябре 2006 года в Лос-Аламосской национальной лаборатории была вскрыта пропажа электронного носителя с засекреченной информацией.
Как отметил МИД РФ, законодательство США в области нераспространения и уничтожения химического оружия позволяет американской стороне уклоняться от выполнения требований Конвенции о запрещении химического оружия, а президенту Соединенных Штатов предоставляется право отказывать в проведении предусмотренных Конвенцией инспекций на американских химических объектах.
"Правительство США представило в Технический секретариат Организации по запрещению химического оружия (ОЗХО) доклад о ликвидации в период с 2003 по 2008 годы части иракского химического оружия (ХО). Согласно представленным материалам, в указанные сроки американскими войсками в Ираке были найдены химические пробы отравляющих веществ (ОВ) и химические боеприпасы. Все пробы и часть боеприпасов с неизвестным ОВ были направлены для идентификации в США, где их затем утилизировали", - отмечается в сообщении.
При этом, подчеркивает МИД РФ, "своевременное информирование ОЗХО ни по факту обнаружения, ни по факту ликвидации ХО американцами не проводилось, данные о проведенной дегазации местности в документах отсутствуют".
"Таким образом, представленные в ОЗХО документы подтверждают факт нарушения США положений Конвенции по процедурам объявления и уничтожения ОВ", - говорится в сообщении.
МИД РФ отметил, что США также нарушает требования статьи I Конвенции о запрещении биологического оружия (КБТО), статьи IV КБТО и резолюции 1540 Совета Безопасности ООН. По данным МИД, "формально не нарушая своих обязательств и поддерживая значимость КБТО, американская администрация, тем не менее, продолжает избегать установления в любых формах международного контроля за своей биологической деятельностью".
"Характерной особенностью данной политики является настойчивое принижение роли КБТО в укреплении режима нераспространения биологического оружия", - говорится в сообщении.
Так, в США продолжаются исследования искусственно синтезированного вируса оспы, вызвавшие неоднозначные оценки в мире еще в 2002 году, а требования законодательства США, в соответствии которыми все научно-исследовательские учреждения страны, работающие с патогенными (болезнетворными) микроорганизмами, обязаны пройти специальную сертификацию и регулярно отчитываться в их использовании и перемещении, "постоянно нарушаются".
Что касается нарушения Гаагского кодекса поведения по предотвращению распространения баллистических ракет, то МИД РФ отмечает, что США только с мая 2010 года "стали подавать предуведомления о пусках баллистических ракет и космических ракет-носителей, при этом американская сторона оставляет за собой право не уведомлять некоторые пуски военного назначения".
"Такой подход подрывает основы функционирования Гаагского кодекса поведения в целом", - отметил МИД РФ.
По данным российского внешнеполитического ведомства, "в результате расширения НАТО США совместно с другими государствами-участниками ДОВСЕ, подписавшими или присоединившимися к Вашингтонскому договору 1949 года, превышают "групповые" ограничения ДОВСЕ".
"Российская сторона считает, что эти нарушения являются существенными", - отмечается в сообщении.
Также, по мнению МИД РФ, "периодическое размещение обычных вооружений США на территориях Болгарии и Румынии оказывает дополнительное негативное воздействие на соблюдение "групповых" ограничений ДОВСЕ" и на "выполнение обязательства стран альянса об отказе от дополнительного постоянного размещения существенных боевых сил".
МИД также отметил, что США нарушают обязательство по Документу ОБСЕ о легком и стрелковом оружии (ЛСО) 2000 года, поставляя его в Грузию. Так, "США в 2008 году экспортировали в Грузию крупную партию винтовок и карабинов в количестве 18,4 тысячи единиц и 40 тяжелых пулеметов".
При этом, по словам российского внешнеполитического ведомства, "положения упомянутых документов ОБСЕ содержат обязательства государств-участников ОБСЕ воздерживаться от передач оружия в зоны напряженности и вооруженных конфликтов, которые привносят в регион дестабилизирующий военный потенциал или иным образом способствуют региональной нестабильности".
"С учетом того, что Тбилиси уже продемонстрировал свою неспособность ответственно распорядиться поставленным ему оружием, доля ответственности за попытку Грузии решить конфликты с Южной Осетией и Абхазией силовым путем лежит, соответственно, как на США, так и других экспортерах различных вооружений и военной техники режиму Саакашвили", - подчеркивается в документе.
Источник: РИА "Новости"