Создание мощного и современного флота, способного выполнять широкий спектр задач в Мировом океане и соперничать с ВМС других держав, – такую задачу ставит Китай. По оценкам иностранных экспертов, Народно- освободительная армия Китая /НОАК/ активно осуществляет модернизацию военно-морских сил, ускоряет строительство надводных кораблей различных классов, наращивает подводный флот. Китайские атомные субмарины произвели фурор на прошлогоднем морском параде в Циндао во время празднования 60-летия ВМС НОАК. Но было очевидно, что символом мощи станут не они. Ключевая роль в доктрине по усилению флота отводится авианосцам.
В последние годы китайцы активно изучают различные типы этих гигантских кораблей, ставя задачу обзавестись в скором будущем собственным "плавучим аэродромом". В Пекине исходят из того, что это не только один из мощных видов вооружений, но и символ значимости и могущества нации. Речь идет о престиже государства. В настоящее время Китай технологически вплотную приблизился к тому моменту, когда он уже способен начать самостоятельно создавать эти корабли, перенимая достижения и наработки России.
После распада СССР Китай приобрел несколько списанных тяжелых авианесущих крейсеров – "Минск", "Киев" и недостроенный "Варяг". Первые два служат туристическими аттракционами в городах Шэньчжэнь и Тяньцзинь. А находившийся в порту Далянь "Варяг", по имеющимся данным, был подвергнут перестройке и модернизации с тем, чтобы его можно было использовать для тренировки пилотов для будущих китайских авианосцев.
Именно этот корабль, по данным зарубежных военных экспертов, был взят за основу в проекте постройки китайского "плавучего аэродрома".
По прогнозам, к 2020 году Китай намерен построить до четырех авианосцев среднего класса водоизмещением около 65 тыс. тонн.
Авианосные группы планируется развернуть в Южно- Китайском и Восточно-Китайском морях для обеспечения безопасности путей перевозки энергоносителей и защиты территориальных вод.
Первым китайским авианосцем станет собственно сам "Варяг", который может быть введен в строй к 2012 году для использования в качестве учебного и испытательного образца, "плавучей школы" для тренировки палубных летчиков. Такое мнение высказывал глава Тихоокеанского командования ВС США адмирал Роберт Уиллард и целый ряд других аналитиков. Известно, что за прошедшие годы китайцы тщательно изучили и модернизировали "Варяг", купленный в 1998 году у Украины по цене металлолома – за 20 млн долларов. В ближайшей перспективе они готовы самостоятельно приступить к постройке новых кораблей подобного класса.
Первый из них, как ожидается, будет спущен на воду в 2015 году.
"По своей конструкции он будет идентичен российскому тяжелому авианесущему крейсеру "Адмирал Кузнецов" /или "Варяг"/ и фактически являться его копией", – заявил в интервью корр.ИТАР-ТАСС гонконгский эксперт по проблемам обороны и безопасности в Восточной Азии, директор военно- аналитического информационного и издательского центра "КАНВА" Андрей Чан.
Об этом, по его словам, свидетельствуют фотоснимки огромного полноразмерного макета палубной части авианосца с рубкой, который выполнен из бетона в окрестностях китайского города Ухань. По словам эксперта, это точная копия надпалубной надстройки "Адмирала Кузнецова" или "Варяга" – однотипных кораблей советской постройки.
Отвечая на вопрос, зачем потребовалось создавать такой макет в натуральную величину, эксперт пояснил, что китайцам при строительстве авианосца требуется учесть множество технических нюансов, провести целый ряд сложных расчетов и изысканий, связанных в том числе с установкой и отладкой радиолокационного и прочего многочисленного оборудования. В частности, серьезного изучения требует такой вопрос, как особенности прокладки на борту протяженных "паутин" различных кабелей и коммуникаций, отметил Чан. Всеми этими работами, уточнил он, как раз занимается научно- исследовательский институт номер "701" в городе Ухань. Постройка же самого авианосца будет осуществляться на верфях в Шанхае.
По мнению ряда других экспертов, для создания собственного авианосца Китаю еще предстоит решить множество технических задач, связанных с обеспечением совместимости различных бортовых и боевых систем. При этом, часть оборудования предполагается импортировать из таких стран, как Россия и Украина. "Как только удастся преодолеть все эти трудности, мы сможем без особых проблем наладить массовое производство, с учетом того, что Китай обладает очень хорошими возможностями в области кораблестроения и заимствования зарубежных технологий", – цитировала гонконгская печать слова китайского военного источника, пожелавшего сохранить анонимность.
Со своей стороны, А.Чан в беседах с корр.ИТАР-ТАСС подчеркивал, что в случае копирования конструкции авианесущего крейсера "Варяг" /"Адмирал Кузнецов"/ будут нарушены положения двустороннего соглашения об охране интеллектуальной собственности, подписанного между Россией и Китаем на заседании межправкомиссии по ВТС в декабре 2008 года.
Вместе с тем до конца не ясно, какой тип самолетов будет в итоге использован Китаем для комплектации "плавучих аэродромов". Переговоры с Россией о поставке палубных истребителей Су-33 зашли в тупик из-за разногласий о минимальном размере партии. Китайская сторона добивалась закупки первоначально двух Су-33 "для оценки их летно- технических характеристик". Россия отвергла такой вариант, опасаясь утечки технологии, как это уже было с самолетом J-11B – копией Су-27. Тогда китайская сторона увеличила свое предложение до 14 истребителей, но такой заказ запускать в производственную линию Россия посчитала невыгодным, рассказал А.Чан.
Впрочем, по его словам, китайские конструкторы уже преуспели в копировании этих воздушных машин. Ими создан первый прототип палубного истребителя, получивший название J-15 /Цзянь-15"/, который "является копией Су-33".
По данным Чана, Шэньянская авиастроительная корпорация еще в ноябре прошлого года сконструировала аналог Су-33 на основе его первого опытного экземпляра – самолета Т10К советских времен, который Китай получил в свое время от Украины. По словам аналитика, китайским инженерам удалось решить проблему, связанную с недоступной им ранее технологией функционирования складывающегося крыла палубных истребителей. Однако пока не ясно, совершил ли созданный прототип испытательный полет.
Главная проблема упирается в авиадвигатели для боевых самолетов, создание которых является самым слабым местом китайской авиапромышленности. Так, китайские турбореактивные двигатели "Тайхан" /WS-10A/ находятся в стадии дальнейшей доработки, они имеют плохую репутацию и "пока не пригодны для использования в ВВС", отметил Чан. В этой связи, как пояснил собеседник, у Китая "не остается другого выбора", кроме как использовать российские авиадвигатели АЛ-31Ф, которые КНР закупает для комплектации ими истребителей Су-27.
Директор агентства "КАНВА" отметил большое содействие, оказанное Китаю украинской стороной в деле развития авианосной программы. Ведь украинцы не только продали КНР прототип Су-33 и недостроенный "Варяг" за 20 млн долларов, но и также "предоставили пакет необходимой технической документации с Черноморского судостроительного завода в Николаеве". Более того, по словам гонконгского эксперта, Киев также оказывает содействие КНР в программе подготовки палубных летчиков для авианосцев.
"Подготовить достаточное количество палубных пилотов, способных совершать маневры в условиях различной погоды и ограниченного пространства – одна из главных трудностей, стоящих перед Народно-освободительной армией Китая на пути к введению в строй авианосца", – отмечала газета "Саут Чайна морнинг пост".
Пекин пока официально не подтверждает факт начала строительства "плавучего аэродрома". Но китайские военные за последние два года неоднократно подчеркивали потребность и неотъемлемое право КНР на обладанием таким кораблем, который "должен быть у каждой великой державы". При этом в Пекине заверяют, что этот вид вооружений необходим "исключительно для защиты" побережья страны. "Даже если у нас когда-нибудь и появится авианосец, то, в отличие от других стран, мы не станем использовать его в целях глобального развертывания", – заявлял представитель министерства обороны КНР Хуан Сюэпин.
Вряд ли, однако, эти слова успокоят тех, кто опасается усиления военно-морских сил Китая. Помимо Тайваня это Япония, Вьетнам и ряд других стран, с которыми у КНР есть территориальные споры в отношении морских акваторий. Уже сейчас Китай начал усиливать присутствие и патрулирование в спорных районах Восточно-Китайского и Южно-Китайского морей.
"Соседям Китая пора бы начать привыкать к присутствию ВМС КНР в азиатских водах", – заявил недавно на страницах газеты "Саут Чайна морнинг пост" отставной генерал НОАК Сюй Гуанъюй. Он констатировал, что Китай на протяжение последних десятилетий практически не проявлял присутствия в своих экономических эксклюзивных зонах, и "это было ненормальной исторической практикой".
"И вот теперь КНР возобновляет там нормальные операции, – заявил генерал. – В прошлом мы придерживались толерантного подхода к проблеме территориальных разногласий с соседями, поскольку наши военно-морские силы не были способны защитить наши экономические зоны. Но сейчас ВМС становится по силам выполнить свою задачу". Так генерал прокомментировал протесты Токио в связи с недавним инцидентом, в ходе которого китайский боевой корабль вытеснил японское океанографическое исследовательское судно из спорной зоны в Восточно-Китайском море, где две азиатские страны никак не могут поделить месторождения газа.
Но особенно остро проблема территориальных споров стоит в Южно-Китайском море вокруг принадлежности архипелага Спратли и Парасельских островов, на которые также претендует Вьетнам и целый ряд других стран Юго-Восточной Азии. Акватория вокруг этих островов богата запасами углеводородного сырья. Китай же намеревается добывать нефть и газ не только в пределах континентального шельфа, но и переходить к активному освоению глубоководных месторождений. Так, Пекин уже решительно предостерег вьетнамскую сторону от планов сотрудничества с нефтяной компанией "Экксон мобил" в области разведки и разработки месторождений в Южно-Китайском море. По некоторым оценкам, общие запасы углеводородных ресурсов под его дном составляют 3,1 млрд тонн.
Патрулирование Китаем спорных зон в Южно-Китайском море, в том числе – в будущем – с помощью авианосцев, призвано продемонстрировать суверенитет Пекина над этими территориями, обеспечить там национальные морские интересы.
Кроме того, раздражение Китая вызывает и регулярное появление в "своей" акватории кораблей американских ВМС, которые занимаются сбором развединформации, в том числе о китайских подводных лодках. Путем мощного усиления флота КНР вынашивает планы создать серьезный противовес американским силам в бассейне Тихого океана.
Другая важная задача китайских ВМС будет состоять в проведении операций по обеспечению безопасности поставок энергоносителей, остро необходимых бурно развивающейся китайской экономике. Кстати, Китай уже начал демонстрировать свое присутствие в водах Мирового океана, активно включившись в борьбу с сомалийскими пиратами. Источник: По материалам ИТАР-ТАСС
Источник: rodon.org
В последние годы китайцы активно изучают различные типы этих гигантских кораблей, ставя задачу обзавестись в скором будущем собственным "плавучим аэродромом". В Пекине исходят из того, что это не только один из мощных видов вооружений, но и символ значимости и могущества нации. Речь идет о престиже государства. В настоящее время Китай технологически вплотную приблизился к тому моменту, когда он уже способен начать самостоятельно создавать эти корабли, перенимая достижения и наработки России.
После распада СССР Китай приобрел несколько списанных тяжелых авианесущих крейсеров – "Минск", "Киев" и недостроенный "Варяг". Первые два служат туристическими аттракционами в городах Шэньчжэнь и Тяньцзинь. А находившийся в порту Далянь "Варяг", по имеющимся данным, был подвергнут перестройке и модернизации с тем, чтобы его можно было использовать для тренировки пилотов для будущих китайских авианосцев.
Именно этот корабль, по данным зарубежных военных экспертов, был взят за основу в проекте постройки китайского "плавучего аэродрома".
По прогнозам, к 2020 году Китай намерен построить до четырех авианосцев среднего класса водоизмещением около 65 тыс. тонн.
Авианосные группы планируется развернуть в Южно- Китайском и Восточно-Китайском морях для обеспечения безопасности путей перевозки энергоносителей и защиты территориальных вод.
Первым китайским авианосцем станет собственно сам "Варяг", который может быть введен в строй к 2012 году для использования в качестве учебного и испытательного образца, "плавучей школы" для тренировки палубных летчиков. Такое мнение высказывал глава Тихоокеанского командования ВС США адмирал Роберт Уиллард и целый ряд других аналитиков. Известно, что за прошедшие годы китайцы тщательно изучили и модернизировали "Варяг", купленный в 1998 году у Украины по цене металлолома – за 20 млн долларов. В ближайшей перспективе они готовы самостоятельно приступить к постройке новых кораблей подобного класса.
Первый из них, как ожидается, будет спущен на воду в 2015 году.
"По своей конструкции он будет идентичен российскому тяжелому авианесущему крейсеру "Адмирал Кузнецов" /или "Варяг"/ и фактически являться его копией", – заявил в интервью корр.ИТАР-ТАСС гонконгский эксперт по проблемам обороны и безопасности в Восточной Азии, директор военно- аналитического информационного и издательского центра "КАНВА" Андрей Чан.
Об этом, по его словам, свидетельствуют фотоснимки огромного полноразмерного макета палубной части авианосца с рубкой, который выполнен из бетона в окрестностях китайского города Ухань. По словам эксперта, это точная копия надпалубной надстройки "Адмирала Кузнецова" или "Варяга" – однотипных кораблей советской постройки.
Отвечая на вопрос, зачем потребовалось создавать такой макет в натуральную величину, эксперт пояснил, что китайцам при строительстве авианосца требуется учесть множество технических нюансов, провести целый ряд сложных расчетов и изысканий, связанных в том числе с установкой и отладкой радиолокационного и прочего многочисленного оборудования. В частности, серьезного изучения требует такой вопрос, как особенности прокладки на борту протяженных "паутин" различных кабелей и коммуникаций, отметил Чан. Всеми этими работами, уточнил он, как раз занимается научно- исследовательский институт номер "701" в городе Ухань. Постройка же самого авианосца будет осуществляться на верфях в Шанхае.
По мнению ряда других экспертов, для создания собственного авианосца Китаю еще предстоит решить множество технических задач, связанных с обеспечением совместимости различных бортовых и боевых систем. При этом, часть оборудования предполагается импортировать из таких стран, как Россия и Украина. "Как только удастся преодолеть все эти трудности, мы сможем без особых проблем наладить массовое производство, с учетом того, что Китай обладает очень хорошими возможностями в области кораблестроения и заимствования зарубежных технологий", – цитировала гонконгская печать слова китайского военного источника, пожелавшего сохранить анонимность.
Со своей стороны, А.Чан в беседах с корр.ИТАР-ТАСС подчеркивал, что в случае копирования конструкции авианесущего крейсера "Варяг" /"Адмирал Кузнецов"/ будут нарушены положения двустороннего соглашения об охране интеллектуальной собственности, подписанного между Россией и Китаем на заседании межправкомиссии по ВТС в декабре 2008 года.
Вместе с тем до конца не ясно, какой тип самолетов будет в итоге использован Китаем для комплектации "плавучих аэродромов". Переговоры с Россией о поставке палубных истребителей Су-33 зашли в тупик из-за разногласий о минимальном размере партии. Китайская сторона добивалась закупки первоначально двух Су-33 "для оценки их летно- технических характеристик". Россия отвергла такой вариант, опасаясь утечки технологии, как это уже было с самолетом J-11B – копией Су-27. Тогда китайская сторона увеличила свое предложение до 14 истребителей, но такой заказ запускать в производственную линию Россия посчитала невыгодным, рассказал А.Чан.
Впрочем, по его словам, китайские конструкторы уже преуспели в копировании этих воздушных машин. Ими создан первый прототип палубного истребителя, получивший название J-15 /Цзянь-15"/, который "является копией Су-33".
По данным Чана, Шэньянская авиастроительная корпорация еще в ноябре прошлого года сконструировала аналог Су-33 на основе его первого опытного экземпляра – самолета Т10К советских времен, который Китай получил в свое время от Украины. По словам аналитика, китайским инженерам удалось решить проблему, связанную с недоступной им ранее технологией функционирования складывающегося крыла палубных истребителей. Однако пока не ясно, совершил ли созданный прототип испытательный полет.
Главная проблема упирается в авиадвигатели для боевых самолетов, создание которых является самым слабым местом китайской авиапромышленности. Так, китайские турбореактивные двигатели "Тайхан" /WS-10A/ находятся в стадии дальнейшей доработки, они имеют плохую репутацию и "пока не пригодны для использования в ВВС", отметил Чан. В этой связи, как пояснил собеседник, у Китая "не остается другого выбора", кроме как использовать российские авиадвигатели АЛ-31Ф, которые КНР закупает для комплектации ими истребителей Су-27.
Директор агентства "КАНВА" отметил большое содействие, оказанное Китаю украинской стороной в деле развития авианосной программы. Ведь украинцы не только продали КНР прототип Су-33 и недостроенный "Варяг" за 20 млн долларов, но и также "предоставили пакет необходимой технической документации с Черноморского судостроительного завода в Николаеве". Более того, по словам гонконгского эксперта, Киев также оказывает содействие КНР в программе подготовки палубных летчиков для авианосцев.
"Подготовить достаточное количество палубных пилотов, способных совершать маневры в условиях различной погоды и ограниченного пространства – одна из главных трудностей, стоящих перед Народно-освободительной армией Китая на пути к введению в строй авианосца", – отмечала газета "Саут Чайна морнинг пост".
Пекин пока официально не подтверждает факт начала строительства "плавучего аэродрома". Но китайские военные за последние два года неоднократно подчеркивали потребность и неотъемлемое право КНР на обладанием таким кораблем, который "должен быть у каждой великой державы". При этом в Пекине заверяют, что этот вид вооружений необходим "исключительно для защиты" побережья страны. "Даже если у нас когда-нибудь и появится авианосец, то, в отличие от других стран, мы не станем использовать его в целях глобального развертывания", – заявлял представитель министерства обороны КНР Хуан Сюэпин.
Вряд ли, однако, эти слова успокоят тех, кто опасается усиления военно-морских сил Китая. Помимо Тайваня это Япония, Вьетнам и ряд других стран, с которыми у КНР есть территориальные споры в отношении морских акваторий. Уже сейчас Китай начал усиливать присутствие и патрулирование в спорных районах Восточно-Китайского и Южно-Китайского морей.
"Соседям Китая пора бы начать привыкать к присутствию ВМС КНР в азиатских водах", – заявил недавно на страницах газеты "Саут Чайна морнинг пост" отставной генерал НОАК Сюй Гуанъюй. Он констатировал, что Китай на протяжение последних десятилетий практически не проявлял присутствия в своих экономических эксклюзивных зонах, и "это было ненормальной исторической практикой".
"И вот теперь КНР возобновляет там нормальные операции, – заявил генерал. – В прошлом мы придерживались толерантного подхода к проблеме территориальных разногласий с соседями, поскольку наши военно-морские силы не были способны защитить наши экономические зоны. Но сейчас ВМС становится по силам выполнить свою задачу". Так генерал прокомментировал протесты Токио в связи с недавним инцидентом, в ходе которого китайский боевой корабль вытеснил японское океанографическое исследовательское судно из спорной зоны в Восточно-Китайском море, где две азиатские страны никак не могут поделить месторождения газа.
Но особенно остро проблема территориальных споров стоит в Южно-Китайском море вокруг принадлежности архипелага Спратли и Парасельских островов, на которые также претендует Вьетнам и целый ряд других стран Юго-Восточной Азии. Акватория вокруг этих островов богата запасами углеводородного сырья. Китай же намеревается добывать нефть и газ не только в пределах континентального шельфа, но и переходить к активному освоению глубоководных месторождений. Так, Пекин уже решительно предостерег вьетнамскую сторону от планов сотрудничества с нефтяной компанией "Экксон мобил" в области разведки и разработки месторождений в Южно-Китайском море. По некоторым оценкам, общие запасы углеводородных ресурсов под его дном составляют 3,1 млрд тонн.
Патрулирование Китаем спорных зон в Южно-Китайском море, в том числе – в будущем – с помощью авианосцев, призвано продемонстрировать суверенитет Пекина над этими территориями, обеспечить там национальные морские интересы.
Кроме того, раздражение Китая вызывает и регулярное появление в "своей" акватории кораблей американских ВМС, которые занимаются сбором развединформации, в том числе о китайских подводных лодках. Путем мощного усиления флота КНР вынашивает планы создать серьезный противовес американским силам в бассейне Тихого океана.
Другая важная задача китайских ВМС будет состоять в проведении операций по обеспечению безопасности поставок энергоносителей, остро необходимых бурно развивающейся китайской экономике. Кстати, Китай уже начал демонстрировать свое присутствие в водах Мирового океана, активно включившись в борьбу с сомалийскими пиратами. Источник: По материалам ИТАР-ТАСС
Источник: rodon.org