По разработанному в Госдуме законопроекту хищение, халатность и нецелевое расходование бюджетных средств в сфере ОПК грозят 20 годами тюрьмы
Преступления в оборонно-промышленном комплексе (ОПК) могут приравнять к государственной измене. Под преступлением понимается как получение взятки или нецелевое расходование денежных средств, так и хищение в особо крупных размерах либо халатность — за это нарушителям закона может грозить до 20 лет тюрьмы. Соответствующий законопроект подготовил депутат Государственной думы, лидер Партии пенсионеров Игорь Зотов. Член профильного комитета по обороне убежден, что принятие данного документа поможет снизить уровень преступности в сфере оборонки и предотвратить угрозы национальной безопасности России.
Сейчас в ст. 275 действующей редакции УК РФ (предполагает лишение свободы на срок от 12 до 20 лет), к государственной измене относятся действия гражданина РФ, направленные против безопасности Российской Федерации и связанные с иностранным государством, международной либо иностранной организацией или их представителями. Но в законодательстве не учитываются внутренние угрозы национальной безопасности России.
«Представители ОПК несут ответственность за безопасность страны. Отдельные должностные лица в сфере ОПК злоупотребляют своими должностными полномочиями в целях личного обогащения в ущерб государственным интересам. Федеральной службой по оборонному заказу (Рособоронзаказ) по результатам проверок предприятий — исполнителей государственного оборонного заказа в 2011 году было выявлено нарушений на сумму свыше 25 млрд рублей, в 2012 году — на общую сумму более 16 млрд рублей. В октябре 2012 года возбуждено несколько уголовных дел в отношении должностных лиц Минобороны России, лиц, выполнявших управленческие функции в организациях, входящих в холдинговую структуру ОАО «Оборонсервис». Ущерб от хищений в «Оборонсервис» составляет уже 6,7 млрд рублей. В 2013 году Рособоронзаказом было выявлено нарушений на сумму 45 млрд рублей», — говорится в пояснительной записке к документу.
По мнению парламентария, колоссальные масштабы нарушений в сфере ОПК подрывают обороноспособность и представляют угрозу национальной безопасности России. Зотов считает, что данным обстоятельством могут воспользоваться иностранные государства.
— В последние годы наблюдается стремительный рост числа преступлений в сфере ОПК, ущерб от которых исчисляется десятками миллиардов рублей. Наказание за подобное правонарушение, предусмотренное Уголовным кодексом, недостаточно суровое, что препятствует эффективной реализации антикоррупционной политики. Колоссальные масштабы преступности в сфере ОПК подрывают обороноспособность страны и представляют угрозу национальной безопасности Российской Федерации, чем в современных реалиях конкурентной борьбы на международной арене могут воспользоваться вероятные (потенциальные) противники нашего государства. Это можно объяснить на примере фундаментального закона сохранения энергии, — говорит автор законопроекта.
Зотов убежден, что каждый чиновник, занимающийся оборонкой, должен даже во сне повторять формулу: «Защита государственных интересов равна благосостоянию страны и общества».
Аналогичный законопроект Зотов разрабатывал в августе 2013 года. Тогда он предлагал получение и дачу взятки должностным лицом в сфере оборонной промышленности квалифицировать как госизмену. Документ был направлен председателю правительства и в Верховный суд на экспертную оценку. После критики Верховного суда текст законопроекта и пояснительная записка к нему претерпели существенные изменения и дополнения.
Зампредседателя профильного комитета Госдумы по обороне Франц Клинцевич («Единая Россия») поддержал намерение коллеги, пояснив, что готовил аналогичный документ несколько лет назад.
— Я полностью поддерживаю намерение Игоря Львовича [Зотова]. Я сам готовил подобный законопроект 3–4 года назад. Тогда он у меня не прошел. У нас преступления в сфере ОПК самая большая проблема, здесь самая большая коррупция. Наказания за преступления в этой сфере должны быть серьезными, — добавил он.
Член комитета ГД по обороне Виктор Водолацкий («Единая Россия») считает, что вопросы национальной безопасности первостепенны для нашей страны.
— Это предложение имеет право на жизнь, потому что руководители ОПК, используя служебное положение, наносят урон национальной безопасности государства. Это как раз то, что можно приравнять к госизмене. Потому что люди на государственные деньги, которые должны были пойти на модернизацию и изготовление новых вооружений, могут закупить в странах третьего мира ширпотреб, который потом будет небоеспособен и будет всего лишь металлоломом, — добавил он.
Самый громкий коррупционный скандал в сфере оборонно-промышленного комплекса разразился в октябре 2012 года — тогда в СМИ появилась информация о том, что сотрудники «Оборонсервиса» подозреваются в махинациях при реализации непрофильных военных активов.
По данным Следственного комитета, сотрудники Минобороны России выбирали из имущественного комплекса «Оборонсервиса» наиболее ликвидные и престижные объекты, участки и акции, в том числе и в Москве. Затем, как правило, в эту недвижимость вкладывались огромные бюджетные средства, после чего имущество продавалось по существенно заниженным ценам аффилированным с «Оборонсервисом» коммерческим структурам. Многие объекты недвижимости покупались за счет денег, похищенных у самого же «Оборонсервиса», считает следствие.
По делу проходит бывшая глава департамента имущественных отношений Минобороны России Евгения Васильева, у которой при обыске были изъяты 3 млн рублей, драгоценности и антиквариат. Ей вменяется в вину 12 эпизодов, по четырем статьям — ст. 159, 174, 285 и 286 УК РФ («Мошенничество», «Легализация средств, полученных преступным путем», «Злоупотребление должностными полномочиями» и «Превышение должностных полномочий»). По совокупности Васильевой грозит до 12 лет лишения свободы.
Бывшего министра обороны России Анатолия Сердюкова также обвиняли по скандальному делу о строительстве автомобильной дороги от села Краса в Астраханской области до острова Школьный, на котором располагается некоммерческое партнерство «Житное». База отдыха была записана на мужа сестры Сердюкова Валерия Пузикова. По версии следствия, Сердюков, будучи министром обороны, отдал подчиненным устный приказ построить к базе отдыха дорогу за счет бюджета. Кроме того, по распоряжению главы Минобороны также были проведены работы по обустройству территории «Житного». В результате действий бывшего министра государству был причинен ущерб на сумму более 56 млн рублей. Анатолий Сердюков был амнистирован в честь 20-летия Конституции.
Тем не менее руководитель Центра военного прогнозирования Анатолий Цыганок считает предложение Госдумы несвоевременным.
— Не хотелось бы вернуться в 1937 год, когда запорол деталь, а тебя в суд. Последнее время мы возвращаемся не только в СССР, а во времена Иосифа Сталина, — говорит он. — Относительно Васильевой и Сердюкова, я считаю, что они должны понести наказание. Их вызывающее поведение наносит урон имиджу нашей страны. Но опять же про госизмену не стоит тут говорить, все-таки Россия — не Советский Союз, — считает он.
8 апреля Игорь Зотов направит законопроект на получение официального отзыва в правительство и Верховный суд.
Источник: Известия
Руководителей предприятий, срывающих оборонзаказ, дисквалифицируют
Исполнителей будут дисквалифицировать за 3-месячную просрочку и 10-миллионный ущерб государству
Руководителей предприятий, срывающих сроки выполнения гособоронзаказа на 90 дней или причинивших государству ущерб на 10 млн рублей при выполнении этого заказа, будут дисквалифицировать на срок до 3 лет. Проект соответствующего постановления правительства (есть у «Известий») подготовила Федеральная служба по оборонному заказу (Рособоронзаказ).
В декабре 2013 года в Кодексе об административных правонарушениях появилась ст. 12.55 («Нарушение условий государственного контракта по государственному оборонному заказу либо условий договора, заключенного в целях выполнения государственного оборонного заказа»). Согласно ей, нарушение должностным лицом головного исполнителя условий контракта по гособоронзаказу карается штрафом от 30 тыс. до 50 тыс. рублей. А вот за грубое нарушение наказание — дисквалификация должностного лица на срок до 3 лет. В примечании в статье КоАП записано, что перечень грубых нарушений должно определить правительство своим постановлением. Проект этого постановления и подготовил Рособоронзаказ.
Грубым нарушением гособоронзаказа будет считаться срыв сроков поставки продукции или оказания услуг более чем на 90 дней. Так же будет квалифицироваться и нанесение ущерба государству на сумму не менее 5% от стоимости контракта (и при этом — не менее 10 млн рублей), срыв планов развития войск, нарушение сроков завоза продукции в районы Крайнего Севера, причинение вреда здоровью граждан и окружающей среде.
Представитель Минобороны пояснил «Известиям», что сейчас за срыв сроков исполнения контракта предусмотрена лишь выплата неустойки. Часто, не выполнив один контракт, исполнители выходят на другие конкурсы.
— Государство в этом плане их никак не ограничивает, и ряд недобросовестных заводов этим пользуется, — рассказал источник в ведомстве. — Отношение к таким предприятиям негативное. Однако заявку от таких поставщиков на конкурсы мы вынуждены принимать.
Собеседник пояснил, что сегодня исполнителя могут отстранить от участия в конкурсе только в случае отказа от исполнения предыдущего контракта. По его словам, после проблем в предыдущих конкурсах исполнители в новых тендерах пытаются оспорить решение комиссии, когда оно принимается не в их пользу.
— Так, например, условия госконтрактов не исполнили ЗАО «НПО ВСТ» и ОАО «Кировский завод «Маяк». Данный вопрос находится на контроле Рособоронзаказа, — сообщил помощник директора Рособоронзаказа Сергей Бутин.
Ижевское НПО «Высокоточные системы и технологии» (НПО ВСТ) участвовало в конкурсе на поставку противотанковых ракет «Вихрь-1». Не добившись победы, предприятие подало иск в Арбитражный суд Москвы о признании результатов конкурса недействительными. Добиться победы в суде не удалось. По материалам арбитража, НПО ВСТ в 2011 году не исполнило обязательств по договору субподряда с ОАО «Кировский завод «Маяк» от 2011 года на поставку аналогичных ракет.
О другом подобном случае сообщил «Известиям» представитель военного ведомства. Передача флоту спасательного судна «Игорь Белоусов» в 2013 году была отложена из-за неготовности глубоководного аппарата ГВК-450, который должно было поставить ЦКБ «Лазурит». Сейчас арбитражный суд Нижегородской области рассматривает иск Рособоронзаказа к ЦКБ «Лазурит» — о привлечении к ответственности по ст. 14.49 КоАП («Нарушение обязательных требований, выполняемых работ, оказываемых услуг в отношении оборонной продукции»).
Первый зампред комитета Госдумы по промышленности Владимир Гутенев отметил, что только дисквалификация лиц, допустивших неисполнение обязательств, может быть существенной мерой — штрафы, даже крупные, нанесут ущерб только предприятию, а не его главе.
— Перекладывать результаты нерадивой деятельности руководителя на прибыль предприятия неправильно, в конечном итоге эти издержки ложатся на всех акционеров или государство. А изолировать гособоронзаказ от тех руководителей, которые доводят его до срыва, наносят серьезный урон, — необходимо, — подчеркнул Гутенев.
Источник: Известия