Украинский кризис придал НАТО второе дыхание — в альянсе, похоже, определились с новой стратегией на период после ухода из Афганистана. Замгенсека НАТО Александр Вершбоу сообщил "Ъ", что "коллективная оборона может стать более приоритетной, чем некоторые миссии, которыми альянс занимался после окончания холодной войны". По сути, США и их европейские союзники готовятся вновь заняться сдерживанием России. В Москве говорят, что НАТО лишь пиарится на внутриполитических проблемах Украины.
До украинского кризиса военные, политики и эксперты из стран—членов НАТО ломали голову над тем, чем альянс займется после того, как основная часть его контингентов покинет Афганистан в 2014 году. Было решено, что главной темой намеченного на сентябрь саммита НАТО в Уэльсе станут борьба с терроризмом и киберугрозами. В связи с этим в альянсе, прежде всего в странах—членах ЕС, заговорили о том, что НАТО себя изжило. Затем последовали призывы сократить военные расходы и уменьшить потенциал альянса "до необходимого минимума".
В последние недели все изменилось. Ожидается, что главной темой саммита в Уэльсе станет обеспечение коллективной обороны стран НАТО, и прежде всего восточноевропейских членов альянса. Настроение представителей региона после воссоединения Крыма с Россией выразил президент Польши Бронислав Коморовский: "Как хорошо, что мы в НАТО". По словам эксперта Фонда Карнеги Джуди Демпси, "после Афганистана альянс может вновь заняться Европой — Кремль, сам того не желая, мог подарить НАТО новую жизнь".
Замгенсека НАТО Александр Вершбоу пояснил "Ъ", что дальнейшие шаги альянса зависят от того, "как будет действовать Россия" (см. интервью на этой стр.). Он не исключил, что НАТО "придется пересмотреть всю свою стратегию", и уточнил, что "коллективная оборона может стать более приоритетной, чем некоторые из миссий, которыми альянс занимался после окончания холодной войны".
Впрочем, НАТО уже активно усиливает свой восточный фланг. Увеличены средства для воздушной миссии патрулирования стран Балтии, задействованы дополнительные силы для разведывательных полетов над Польшей и Румынией, готовятся масштабные военные учения.
Ряд западных экспертов не исключают, что в будущем США, вопреки неофициальным договоренностям с Россией, пойдут на размещение в Восточной Европе существенных боевых сил (в трактовке Вашингтона это 10-20 тыс. человек). Более того, в альянсе могут пересмотреть и отношение к тактическому ядерному оружию США, расположенному, по некоторым данным, на территории ФРГ, Нидерландов, Бельгии, Италии и Турции. До украинского кризиса общественность этих стран призывала "покончить с анахронизмом", убрав американское ядерное оружие из Европы. Теперь об этом речь уже не идет.
Генсек альянса Андерс Фог Расмуссен на днях прямо заявил, что "действия России в Крыму окажут влияние на политику НАТО в области ядерного оружия", и выразил уверенность, что украинские события подтолкнут страны альянса "к расширению инвестиций в оборону". "Мы не можем продолжать разоружаться в то время, когда весь остальной мир накапливает вооружения, а некоторые бряцают оружием на наших границах,— подчеркнул он.— Важнейшая обязанность НАТО защищать и оборонять наши народы и наши территории. Для того чтобы делать это, мы должны располагать всеми возможностями сдерживания и отражения угроз". Он назвал присоединение Крыма "частью глобальной стратегии России" и выразил опасение по поводу вероятности "военного вторжения" в восточные области Украины и Приднестровье. "Мы живем уже в другом мире, чем тот, в котором жили меньше месяца назад. Сегодня мы видим Россию, которая говорит и действует скорее как противник НАТО, нежели как партнер",— резюмировал он.
С дальнейшими шагами в отношении России главы МИДов стран альянса определятся 1-2 апреля на встрече в Брюсселе. Изначально в альянсе не исключали, что во время этой встречи пройдет заседание Совета Россия—НАТО с участием главы российского МИДа Сергея Лаврова, но в итоге встреча сорвалась. НАТО уже заморозило фактически все текущие проекты практического сотрудничества с Москвой, сделав исключение только для ряда важных для самого альянса проектов, таких как транзит афганских грузов по идущей через Россию Северной распределительной сети.
"Когда создавался Совет Россия—НАТО, наши западные партнеры говорили, что он будет всепогодным, но это оказалось иллюзией",— посетовал источник "Ъ" в МИД РФ. В Москве убеждены: ответственность за обострение отношений лежит на НАТО. "Если альянс хочет вернуться к своему предназначению времен холодной войны, это не наш выбор",— заявил постпред РФ в НАТО Александр Грушко. Генсек ОДКБ, курируемого Москвой военно-политического блока на постсоветском пространстве, Николай Бордюжа выразился еще жестче: "Попытка задействовать НАТО для давления на РФ является не чем иным, как желанием попиариться на возникших внутриполитических проблемах Украины".
Источник: Коммерсант