Москва и Вашингтон обнародовали параметры нового договора о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ), который Дмитрий Медведев и Барак Обама подпишут 8 апреля в Праге.
Обе стороны подчеркивают, что определенное в документе предельное число ядерных боеголовок на 30% ниже, чем в договоре СНВ-2, и каждая утверждает, что в ходе переговоров добилась своего. Публикация параметров нового договора произошла сразу после телефонного разговора между лидерами двух стран. Согласно обнародованным данным, у каждой из двух ядерных держав через 10 лет останется по 800 носителей ядерного оружия (ракет) и 1550 ядерных боеголовок.
В сообщении пресс-службы Обамы говорится об увязке темы СНВ и ПРО, которой так долго добивалась российская сторона. Судя по всему, ее не будет. Договор "не содержит никаких ограничений на испытание, развитие или развертывание нынешних или планируемых американских программ ПРО или нынешних или планируемых Соединенными Штатами неядерных наступательных вооружений дальнего радиуса действия", подчеркивается в сообщении правительства США.
Однако в сообщении о новом договоре, которое распространила пресс-служба Дмитрия Медведева, утверждается, что в договоре по СНВ все же будет зафиксирована юридически четкая увязка стратегических наступательных и оборонительных вооружений. "В юридически обязывающей форме будет зафиксировано положение о взаимосвязи стратегических наступательных и стратегических оборонительных вооружений, — говорилось на сайте Кремля, — а также о возрастающей важности этой взаимосвязи в процессе сокращения СНВ".
Как заявила корреспонденту "Газеты" пресс-секретарь президента России Наталья Тимакова, никакого противоречия в сообщениях Кремля и Белого дома нет: "В договоре действительно не содержится упоминания о ПРО, но одно не исключает другого. ПРО — это ведь не единственный вид оборонительных вооружений. А взаимосвязь стратегических наступательных и оборонительных вооружений там закрепляется".
Начальник Генштаба Вооруженных сил Российской Федерации генерал армии Николай Макаров заявил, что достигнутые договоренности "снимают взаимные озабоченности и полностью отвечают интересам безопасности России".
"В договоре также четко прописан механизм контроля за всем жизненным циклом ядерных средств, зафиксирована взаимосвязь между стратегическими наступательными и оборонительными вооружениями", — подчеркнул начальник Генштаба. Тем временем министр иностранных дел России Сергей Лавров пообещал, что договор о сокращении СНВ будет внесен на ратификацию синхронно в парламенты обеих стран "незамедлительно после его подписания", то есть уже в апреле.
Хотя в пятницу многие мировые лидеры приветствовали предстоящее подписание договора, эта радость может оказаться преждевременной. Новый документ, как и предыдущий, может не пройти через парламенты двух стран. Однако, как предупреждает американский эксперт фонда Heritage Ариэль Коэн, республиканская часть сената США может отказаться ратифицировать договор, если в нем будет жестко увязана подобная зависимость сокращения наступательного оружия (средств поражения) от оборонительного (противоракет и радаров).
"Если обе стороны не увязали ПРО с СНВ, это позволит ратифицировать договор. В этом случае можно констатировать, что победила дружба, потому что в договоре заинтересованы как обе страны, так и оба президента: Обаме этот договор нужен как важный шаг на пути к безъядерному миру, а Медведеву это нужно, потому что Россия уже не может себе позволит содержать такие арсеналы, которые были в Советском Союзе", — заметил Коэн корреспонденту "Газеты".
В то же время Хиллари Клинтон, недавно побывавшая в Москве, выразила уверенность, что проблем с ратификацией нового договора не возникнет.
"Вопросы национальной безопасности всегда позволяли объединять большинство из обеих партий, и я не вижу причин, почему в этот раз все должно быть иначе", — сказала госсекретарь. С ней согласился и министр обороны США Роберт Гейтс.
При этом российские парламентарии уже грозились, что не будут голосовать за документ, если в нем не будет увязки оборонительных и наступательных вооружений. Тем не менее председатель комитета Совета федерации по обороне и безопасности Виктор Озеров сообщил корреспонденту "Газеты", что, по его данным, в итоговом тексте договора не будет фраз о том, что США берут на себя обязательства отказаться от планов по развертыванию третьего позиционного района.
"В документе, чтобы он спокойно прошел процесс ратификации, должен быть соблюден баланс интересов. Мы должны видеть, где американцы пошли нам навстречу, а где мы им, — сказал Озеров. — Когда мы увидим итоговый, будет ясно, что это — договор или приговор".
Озеров при этом отметил, что российским переговорщикам по ряду моментов удалось добиться успеха. "Например, то, что в Воткинске (где находится завод по производству ядерных ракет "Тополь М". — "Газета") не будет американских наблюдателей".
В качестве успеха Озеров упоминает и тот пункт договора, согласно которому Москва будет сообщать телеметрию только пяти пусков ракет по своему усмотрению. "Решение по телеметрии — это большой шаг вперед, ведь изначально американцы требовали информацию о всех испытаниях ракет, — сказал Озеров. — Если бы мы передавали США телеметрию со всех своих пусков, они могли бы выстраивать свою противоракетную оборону, без необходимости строить другие позиционные районы, только исходя из данных о качественных характеристиках наших ракет".
Бывший начальник Главного штаба Ракетных войск стратегического назначения России генерал-полковник Виктор Есин считает, что озвученные в Вашингтоне цифры стали явным итогом компромисса.
"Если вспомнить текст "Совместного понимания по вопросу о дальнейших сокращениях и ограничениях стратегических наступательных вооружений", который Медведев и Обама подписали летом, то там разброс носителей от 500, которых добивалась Россия, до 1100, на которых настаивали США. В итоге получилась цифра 800, которая лежит посередине. То же самое с боеголовками — мы выступали за 1675 боеголовок, американцы — за 1500. В итоге определено 1550", — посчитал Есин.
Есин добавил, что, по его данным, под новый договор подпадают все типы ракет-носителей, включая крылатые ракеты стратегических бомбардировщиков.
Но зато морские крылатые ракеты в договор не войдут. "Это, конечно, создает определенную ущербность, но не принципиальную. Стороны владеют небольшим количеством этих носителей (в США 320 и все на складах, в России чуть поменьше и тоже все на складах), но не планируют их развивать, поскольку это противоречит военным задачам", — отметил Есин.
С чего все начиналось
Первый советско-американский договор о стратегическом разоружении был подписан в 1972 году (Договор об ограничении стратегических вооружений, или ОСВ-1). Он не содержал данных о количестве ракет и боеголовок, но ограничивал размещение ядерного оружия в космосе. После этого появились договоры об отказе от развертывания систем противоракетной обороны, или ПРО (США вышли из этого договора в 2002 году), и Договор о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ-1). Согласно последнему документу и СССР, и США к 1998 году должны были сократить свои ядерные арсеналы до 6 тыс. боеголовок.
В январе 1993 года похожий договор (СНВ-2), запрещающий использование ракет с разделяющими боеголовками, подписал с Борисом Ельциным в ходе визита в Россию Джордж Буш-старший. В 2002 году Владимир Путин и Джордж Буш-младший подписали в Москве Договор о сокращении стратегических наступательных потенциалов (СНП), который предусматривает сокращение стоящих на дежурстве ядерных боеголовок до 1,7—2,2 тыс. 6 июля прошлого года Барак Обама и Дмитрий Медведев подписали в Москве заявление о том, что будут придерживаться принципов СНВ-2 до подписания нового договора, в котором были определены 1500—1675 ядерных боеголовок и от 500 до 1,1 тыс. их ракет-носителей.
Статья опубликована в издании "Газета", №53 от 29 марта 2010