Духовное управление мусульман республики препятствует погребению членов ваххабитского подполья на официальных кладбищах
Необычный способ борьбы с бандподпольем практикуют в Чечне. Духовное управление мусульман (ДУМ) запретило хоронить уничтоженных боевиков по мусульманским обычаям и на официальных кладбищах. В других республиках Северного Кавказа пока лишь присматриваются к такой практике. До недавнего времени проблемы с погребением возникали лишь у близких тех боевиков, которые подозревались в причастности к терроризму: согласно закону, их тела не выдаются.
Как рассказал «Известиям» председатель Духовного управления мусульман Чечни Султан Мирзаев, инициатива ДУМа стала частью борьбы против преступлений, которые совершают террористы на территории республики.
— Действительно мы запрещаем хоронить тела боевиков на обычных мусульманских кладбищах, — заявил «Известиям» Мирзаев. — Также не разрешаем и проводить погребальные церемонии по нашим обычаям. Эти люди — не просто по локоть, а полностью утонувшие в крови женщин, стариков и детей. Они погибают собачьей смертью и не заслуживают обычного погребения.
Как объяснил Мирзаев, в первую очередь ДУМ отказывает в похоронах тем, кто проливал кровь мусульман.
— Наши спецслужбы уничтожили двоих братьев-боевиков из Аргуна, которые убили более 100 человек, — рассказал Султан Мирзаев. — В частности, они убили 76-летнего старика в священную для мусульман ночь с четверга на пятницу прямо во время того, как он читал Коран. Старик попросил: «Дайте мне дочитать суру», но они назвали его вероотступником и расстреляли, а его кровь залила священную книгу. Как можно хоронить их по-человечески?
По словам Мирзаева, теперь родственники боевиков, которым отказали в праве на прощальную церемонию, сами находят места для их захоронения и никто не знает их месторасположение.
В правительстве Чечни «Известиям» отказались прокомментировать инициативу Духовного управления мусульман и озвучить свою точку зрения на новую практику.
— Если в Духовном управлении мусульман так говорят, значит, так оно и есть, — заявил «Известиям» пресс-секретарь главы Чеченской Республики Альви Каримов.
Однако в Федеральном центре госсанэпиднадзора России «Известиям» пояснили, что хоронить тела людей за пределами кладбищ запрещает закон.
— Согласно Федеральному закону «О погребении и похоронном деле», хоронить усопших можно лишь на специально отведенных для этого местах — кладбищах, — пояснили «Известиям». — За незаконное погребение нарушителям грозит штраф.
— Если такая практика действительно имеет место в Чечне, то это дело чеченского народа, — заявил, в свою очередь, «Известиям» член Общественной палаты, руководитель рабочей группы по делам Северного Кавказа Максим Шевченко. — Не нам учить их, как выстраивать отношения между собой. Другие же республики, которые и понятия не имеют, через что прошла Чечня, даже не имеют морального права обсуждать такие вопросы.
В других республиках Северного Кавказа к инициативе Духовного управления мусульман Чечни пока относятся недоверчиво. Как выяснили «Известия», практика запрета на похороны боевиков в таких республиках, как Ингушетия и Дагестан, не применяется.
Адвокат и правозащитник Муса Плиев пояснил, что пока о случаях запрета хоронить погибших в спецоперациях на официальных кладбищах не слышал.
— Пока о запрете хоронить погибших в Ингушетии я не слышал — даже о единичных случаях, — говорит юрист.
Однако он особо отмечает, что если такое станет происходить в одной республике, то вскоре такие же тенденции распространятся на другие. По словам Плиева, при этом будет нарушаться даже не религиозный а просто общечеловеческий принцип — «не воевать с мертвыми».
— Правильно говорится «о мертвых — или хорошо, или никак», — считает правозащитник. Он убежден, что у властей, как светских, так и религиозных, есть гораздо более серьезные проблемы для разрешения на Северном Кавказе.
Но и в соседних с Чечней республиках проблемы с выдачей тел террористов у их родственников возникают.
— Как раньше, так и сейчас у родственников боевиков в Дагестане постоянно возникают проблемы при попытке получить тело от силовиков, — пояснила «Известиям» представитель «Матерей Дагестана» Светлана Исаева.
Подобная практика распространена и в Чечне. Например, в августе этого года жители села Элистанжи Веденского района республики не смогли провести поминки по убитому 18 августа Альберту Осупову. Его родственники утверждали, что им даже не разрешили открыть по обычаю ворота дома. Тело Осупова, как и других боевиков, которые вместе с ним были уничтожены, родственникам не выдали.
В правоохранительных органах республики утверждают, что тела убитых в ходе спецопераций участников вооруженного подполья не выдаются их близким согласно федеральному закону «О борьбе с терроризмом». Представители местных властей объяснили родственникам боевиков, что их тела будут захоронены в безымянных могилах.
Источник: izvestia.ru