Глава Минздравсоцразвития в очередной раз попросила перенести сроки внесения в правительство антитабачного законопроекта. Сразу у ряда ведомств возникли вопросы по многим пунктам. Эксперты считают, что из-за табачного лобби процесс может затянуться
В среду, 4 апреля, первый зампред комитета Госдумы по науке и наукоемким технологиям Николай Герасименко на брифинге заявил о том, что законопроект «О защите здоровья населения от последствий потребления табака» в настоящее время находится на рассмотрении в правительстве. Также парламентарий, являющийся одним из наиболее активных думских антитабачных лоббистов, сообщил о том, что, скорее всего, документ будет принят в течение этого года.
Запрет на курение в определенных местах — одно из требований рамочной конвенции Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) по борьбе против табака. Подписав эту конвенцию в 2008 году, Россия автоматически подтвердила свое согласие с мерами, изложенными и предусмотренными в рамках этой конвенции, которые должны принимать государства-участники.
Данный законопроект, разработанный Минздравсоцразвития, некоторые эксперты называют достаточно суровым по отношению к курильщикам, отмечая, что он содержит весьма жесткие нормы даже для Европы, ведущей масштабную антиникотиновую кампанию. Этот документ в августе прошлого года был вынесен ведомством на общественное обсуждение. Вполне очевидно, что у него нашлось достаточно как сторонников, так и противников.
Согласно законопроекту, в России планируется полностью запретить курение в общественном транспорте, в подъездах, в кафе и ночных клубах, а также ограничить продажу и запретить рекламу сигарет, поднять стоимость акцизов на табачные изделия. В дополнение к этому Герасименко предлагает внести поправки в Кодекс об административных правонарушениях и максимально увеличить штрафы за курение в общественных местах.
Однако депутат, оптимистично настроенный относительно перспектив данного законопроекта, заблуждается — на прошлой неделе в адрес российского правительства поступило письмо (имеется в распоряжении BFM.ru) за подписью главы Минздравсоцразвития Татьяны Голиковой. Она просит перенести сроки внесения в кабмин законопроекта. Причем это уже третья подобная просьба.
В своем послании Голикова объясняет очередной перенос сроков внесения документа в правительство имеющимися разногласиями с целым рядом ведомств. В письме говорится, что свои претензии к законопроекту имеют Минсельхоз, Минэкономразвития, Минпромторг и Минкультуры.
Разрешить имеющиеся противоречия Голикова предполагает до 18 мая, однако, учитывая, что процедура согласования противоречивого документа началась еще в августе прошлого года, перспективы достичь компромисса в столь короткий срок выглядят сомнительно.
По данным Минздравсоцразвития и ВОЗ за 2009 год, почти 35% россиян вынужденно являются пассивными курильщиками на работе, до 90% — в кафе, ресторанах и барах
В настоящее время активными курильщиками являются около 60% мужчин, 27-30% женщин и три четверти школьников старших классов. Примерно 40% подростков хотя бы однажды пробовали курить.
Минздравсоцразвития заподозрили в непрофессионализме
О том, что у министерств-противников данного антитабачного законопроекта много претензий к его содержанию, можно судить по имеющейся в распоряжении BFM записке Минпромторга. В ней есть следующие формулировки: «Полагаем необоснованным запрет на продажу табачных изделий в организациях общественного питания», «наличие залов для курящих не нарушает права некурящих лиц… ввиду возможности посещения некурящего зала», «законопроект не предусматривает возможность ознакомления с упаковкой» и так далее.
Помимо этого, противники принятия законопроекта в нынешнем виде указывают на то, что на данный момент текст документа состоит практически из одних запретов, многие из которых трудно реализуемы на практике, и не содержит предложений по стимулированию сокращения потребления табака. Отдельные наблюдатели даже высказывают сомнения в том, что документ принадлежит авторству чиновников Минздравсоцразвития, а создавался структурами, далекими от процесса законотворчества, но заинтересованными в лоббировании своих интересов.
Директор портала о лоббизме в России lobbying.ru Павел Толстых считает, что Минздравсоцразвития проявило непрофессионализм «как в плане технико-юридической подготовки — законопроект содержит ряд коррупционно емких норм, так и в плане согласований документа подобного уровня с ведомствами-соисполнителями».
Отмечает Толстых и то, что законопроект еще не прошел все инстанции: «С начала года Минздравсоцразвития провело всего одно межведомственное совещание и только в конце марта отправило документ в Минэкономразвития на обязательную в таких случаях процедуру по оценки регулирующего воздействия. До сих пор проект документа не отправлен в Минюст на антикоррупционную экспертизу».
Важен ли размер
Председатель Координационного совета некоммерческого партнерства «Содействие предпринимателям-арендаторам» Роман Жигульский видит в запрете на продажу табачных изделий в магазинах площадью менее 50 кв. м (данное требование содержится в законопроекте) «один из инструментов лоббизма крупных сетей в борьбе за покупателя».
«Получив контроль над продажами сигарет, сетевики обеспечат себе приток новых покупателей и рост товарооборота за счет комплексной продажи других продуктов питания», — объясняет Жигульский. По его словам, малый же бизнес столкнется с серьезными рисками: «Около 250 тысяч торговых точек потенциально попадают под запрет. Легко подсчитать, что в случае принятия законопроекта Минздравсоцразвития от 750 тысяч до 1 миллиона 200 тысяч человек по всей России могут лишиться работы».
Главный редактор медиагруппы «Русский табак» Максим Королев отметил в беседе с BFM.ru, что ни одна страна в мире не ограничивает продажу сигарет, руководствуясь размерами торговой точки. «Страны ЕС создают условия для развития малого бизнеса, российские чиновники расчищают площадку для крупного сетевого ретейла», — уверен он.
Впрочем, ведущий специалист «Открытого института здоровья» Кирилл Данишевский считает, что в данном случае вопрос вовсе не в палатках или крупных торговых центрах. По его словам, нужно уменьшить количество торговых точек, продающих табак и оставить только те, которые можно контролировать.
«В России, к сожалению, отменили лицензирование розничных продаж сигарет. В результате, если их продают детям, то, конечно, можно пытаться оштрафовать торговую точку, но это сложно сделать в случае с палатками. А если бы была лицензия, ее можно было бы забирать. Но и это сложно сделать в российских условиях», — считает эксперт.
Отметим, во Франции именно владельцы небольших табачных лавок имеют монопольное право на продажу сигарет. В Испании продажа табака ограничена специализированными киосками — того самого малого формата. Примерно так же обстоят дела и в Италии.
Российские реалии, или почему не надо запрещать
Директор по корпоративным отношениям «Бритиш Америкэн табакко Россия» («БАТ Россия») Александр Лютый согласен, что рынок табачной продукции должен регулироваться куда строже, чем рынок других товаров повседневного спроса. «Именно поэтому мы не выступаем против ужесточения табачного регулирования в целом. Однако мы всегда говорим, что любые ограничения должны быть оправданными, продуманными, последовательными, а главное — эти нормы должны учитывать реалии российского рынка», — пояснил он BFM.ru.
Отметив ряд положительных моментов в предложенном Минздравсоцразвития законопроекте, Лютый заявил, что некоторые его положения не вполне реалистичны, а потому избыточны: «К ним мы относим запрет на открытую выкладку табачной продукции. Эффективность подобной меры, на наш взгляд, весьма сомнительна. В настоящий момент не существует данных о том, что введение такого запрета как-то влияет на снижение уровня курения где-либо».
«Мы считаем, что, с правовой точки зрения такой запрет, если он вступит в силу в Россию, будет противоречить положениям закона о защите прав потребителей, который говорит о том, что каждый потребитель имеет право на своевременное получение информации о товаре, чтобы сделать свой выбор. Кроме того, использование исключительно прейскуранта на табачные изделия в точках продаж лишает табачную продукцию средств индивидуализации, тем самым нарушая условия добросовестной конкуренции между производителями», — уверен директор по корпоративным отношениям «БАТ Россия».
Не поддерживает Лютый и предложение на запрет продажи сигарет в ларьках и магазинах малой площади. По его словам, от этого люди меньше курить не станут: «Наоборот, потребители начнут покупать табачные изделия впрок, мелкооптовыми партиями в магазинах более крупных форматов. Если такой канал продаж — киоски и магазины малой площади — перестанет существовать вовсе, то появится вероятность стремительного развития неконтролируемой уличной торговли с рук, что мы наблюдали в 1990-х годах в России».
Директор по корпоративным отношениям «БАТ Россия» также считает необоснованным положение о введении полного запрета на рекламу табачных изделий, а также полное ограничение курения в общественных местах. «Некоторые из положений законопроекта настолько не сбалансированы и резки, что они могут противоречить друг другу или дать обратные результаты тем целям, которые ставят авторы документа», — сказал Лютый, отметив, что данный законопроект носит более суровый характер по отношению к курильщикам, чем во многих западных странах.
Собеседник BFM.ru отметил, что более действенной мерой могло бы стать увеличение штрафов за несанкционированную продажу сигарет, например, несовершеннолетним, а также ведение пропаганды здорового образа жизни.
Двум богам служить нельзя
Ведущий специалист «Открытого института здоровья», напротив, считает, что проблему борьбы с курением можно решить лишь на законодательном уровне: «Законы — это единственное, что работает, никаких других инструментов нет. Пропаганда, которую очень любят делать в рамках целевых программ (к примеру, выделять средства на какие-нибудь антитабачные ролики) дает крохотный эффект, а часто, даже отрицательный. Молодые люди не боятся вреда курения, риска смерти или каких-то заболеваний. Никто в таком возрасте не думает на длительную перспективу».
Эксперт отметил в беседе с BFM.ru, что самыми действенными методами борьбы с курением являются повышение стоимости табачной продукции, а также заперт курения в общественных местах, что, в первую очередь, не позволит многим детям видеть дурной пример.
«Все разговоры о том, что запрет на продажу табака в мелких палатках задушит малый бизнес — от лукавого: «Нельзя одновременно заботиться о росте табачного рынка и о здоровье нации. Надо четко расставить приоритеты и определить чего мы хотим: чтобы рос ВВП или чтобы люди меньше умирали», — считает Кирилл Данишевский. При этом он привел данные, согласно которым полный запрет на курение в закрытых помещениях и местах массовых скоплений людей приводит к снижению потребления табака на 10-15%.
«Известно, что если запретить курение в ресторанах, а по Европе такая статистика есть, то в течение нескольких лет процентов на 10 падает количество инфарктов, потому что пассивное курение дает крайне высокий риск инфаркта. А рост цены пачки сигарет в 4 раза дает снижение распространенности курения почти в 2 раза. Речь идет о минимально допустимой цене пачки, а не о том, что дорогие сигареты должны стоить еще дороже. Здесь вопрос ограничения минимальной цены», — считает эксперт.
Положительный опыт
Отметим, антитабачные законы приняты и работают во многих странах. В одних соответствующие законы о курении в общественных местах приняты повсеместно и одинаковы для всех регионов, а в отдельных государствах ответственность за их неисполнение рознится в зависимости от области. Однако главное сходство этих стран — строгость и неотвратимость наказания за нарушения.
Опыт этих стран также наглядно демонстрирует тот факт, что «антитабачные» запреты имеют положительный результат. К примеру, в Испании с начала 2011 года запретили курить в барах и ресторанах, на детских площадках, рядом со школами и больницами. Помимо этого, запрещается показывать курящих людей по телевидению. Штрафы за нарушение закона для физических и юридических лиц варьируются от 30 до 600 тысяч евро.
В итоге за год в Испании 600 тысяч человек отказались от курения, а продажи сигарет упали на 500 млн пачек. Такие данные приводит газета El Mundo со ссылкой на исследование центра CNPT. Врачи, опрошенные изданием, отмечают, что заболеваемость детской астмой снизилась на 15%, случаи госпитализации с инфарктом — на 10%.
Что же касается нынешних российских реалий, то несоблюдение требований существующего закона, во-первых, сложно доказать, а во-вторых, даже в случае доказательства зачастую легко уйти от наказания. По словам юристов, на сегодняшний день уйти от ответственности можно благодаря несовершенству самого закона и лазейкам в Кодексе об административных правонарушениях.
Председатель коллегии адвокатов «Вашъ Юридический поверенный» Константин Трапаидзе в беседе с BFM.ru рассказал, что табачное лобби — одно из самых мощных и стабильных в России (включая Госдуму). Но при этом он отметил, что любое ужесточение антитабачного законодательства в целом положительно сказывается на снижении общего количества курящих.
«Даже если предыдущий закон не исполнялся, это тот редкий случай, когда законодательство нужно ужесточать, а не пробовать добиваться исполнения прежнего. Люди быстро привыкнут к тому, что появились места, где запрещено курение. И в итоге — примут новые правила сосуществования», — считает Константин Трапаидзе.
Источник: bfm.ru