Новости

Длившееся почти тридцать лет масштабное исследование, в котором участвовали 120 тысяч человек, показало, что потребление красного мяса существенно сокращает продолжительность жизни.

До сих пор из-за отсутствия качественных и масштабных статистических исследований в великом споре диетологов — вегетарианцев и мясоедов — слишком большую роль играла риторическая составляющая.

Позиция первых из-за нехватки данных о долговременном эффекте, который оказывает мясная диета на состояние здоровья, часто сводилась к не всегда научно обоснованной или этической аргументации. Вторые, признавая доказанный вред от присутствия в ежедневном рационе блюд из заранее обработанного (копченого, консервированного, сублимированного и т. д.) мяса, мясных субпродуктов и большого количества животных жиров, позиций не сдавали, указывая, что питательные свойства свежеприготовленного мяса (научно, впрочем, также недоказанные) никак не перекрываются гипотетичными долговременными рисками мясных диет.

Большое исследование, проведенное группой физиологов из Гарвардской школы здравоохранения, работавшей под руководством доктора медицины Эн Пана, показало, что опасения вегетарианцев абсолютно обоснованны:

потребление красного мяса четко коррелировано с более высоким риском смерти от сердечно-сосудистых заболеваний, некоторых видов рака и болезней обмена, а замена мяса млекопитающих блюдами из рыбы и домашней птицы, напротив, существенно снижает этот риск.

Результаты исследования опубликованы в Archives of Internal Medicine — журнале Американской медицинской ассоциации.

В анализе долговременных эффектов от мясной диеты Эн Пан и его коллеги опирались на статистическое исследование, масштаб которого впечатляет: в общей сложности в нем приняли участие 37 698 мужчин и 83 644 женщины, состояние здоровья которых наряду с диетой отслеживалось на протяжении 28 лет во второй группе и 22 лет — в первой. За это время в двух обследуемых группах было зафиксировано 23926 смертей, из них 5910 — от сердечно-сосудистых болезней и 9464 — от рака.

«Мы обнаружили, что более высокий уровень потребления красного мяса связан с существенным увеличением смертности от этих болезней, и эта связь прослеживается как в случае заранее обработанного, так и свежеприготовленного мяса, с более высоким показателем корреляции для заранее обработанного.

При замене красного мяса рыбой, овощами и домашней птицей наблюдалась обратная зависимость — снижение смертности», — комментируют результаты исследования авторы.

Исследование показало, что в общей сложности продолжительность жизни падает на 13% при ежедневном потреблении порции свежеприготовленного мяса размером чуть меньше ладони и на целых 20% при ежедневном потреблении порции заранее обработанного — одного хот-дога или двух полосок бекона. По заболеваниям, ставшим причиной смерти в обеих группах,зависимость рисков от потребления красного мяса оказалась следующая: риск сердечно-сосудистых заболеваний возрастал на 18% и 21% для свежего и обработанного мяса соответственно, рака — на 10% и 16%.

Приведенные цифры можно считать статистически нейтральными, то есть очищенными от таких наблюдаемых в процессе исследования переменных факторов, как возраст, индекс массы тела, физическая активность и наследственная предрасположенность к сердечно-сосудистым и онкологическим болезням.

Важно также, что все наблюдаемые члены групп были физически здоровы на момент начала исследования.

Во второй части анализа авторы оценили совокупный эффект от замены красного мяса другими продуктами питания. Выяснилось, что риск смерти при исключении красного мяса из рациона понижался, если ежедневную порцию мяса заменить на порцию рыбы (на 7%), домашнюю птицу (на 14%), орехи (на 19%), овощи (на 10%) и злаки (на 14%).

«Также мы выяснили, что 9,3% смертей среди мужчин и 7,6% среди женщин можно было предотвратить в обследуемый период времени, если бы все участники сократили объем ежедневно потребляемого красного мяса на 50%», — резюмируют исследователи.

Другими словами, примерно три с половиной тысячи мужчин и около шести тысяч женщин, участвовавших в исследовании, дожили бы до момента публикации статьи, сократи они хотя бы наполовину свои мясные аппетиты.

В состав красного мяса и особенно мясных субпродуктов входят насыщенные жиры, нитриты, натрий и белковое железо, уже давно занесенные медиками в красный список веществ, существенно повышающих риски хронических заболеваний сердца и сосудов, диабета, а также канцерогены, которые образуются в процессе обработки мяса — жарки, тушения, консервации, и т.д. В последнее время этот список пополняется и патогенными белковыми соединениями — прионами, сложными олигомерными белками, которые синтезируются в тканях высших животных. Аномально измененные прионы — причина тяжелых заболеваний центральной системы, например, болезни Кройцфельдта — Якоба («коровьего бешенства»), и так называемых медленных нейроинфекций, детальный механизм которых до сих пор неясен,

однако есть подозрение, что их могут провоцировать и совсем незначительные количества прионов, поступающих в организм человека со здоровым красным мясом.

Другие весьма интригующие открытия, о которых мы уже писали, и которые объясняют на клеточно-молекулярном уровне неблагоприятный долговременный эффект от потребления мяса млекопитающих, были сделаны совсем недавно группой эволюционных генетиков из Университета Калифорнии, работающей под руководством Аджита Варки.

Используя метод молекулярных часов генетики установили, что 2—3 млн лет назад в популяции африканских гоминид произошел положительный отбор мутировавшего гена СМАН, отвечающего за синтез гликолилнейраминовой кислоты Neu5Gc. Потеря кислотой одной гидроксильной группы позволила гоминидам более эффективно сопротивляться малярийному плазмодию,

но ценой аллергической реакции на «нормальную» гликолилнейраминовую кислоту, содержащуюся в мясе других млекопитающих, которое уже тогда составляло часть меню древних гоминид.

Современный человек — потомок тех самых древних гоминид с мутировавшим геном СМАН, сумевших выработать иммунитет к гликолилнейраминовой кислоте, содержащейся в красном мясе. И он — единственное млекопитающее, организм которого вырабатывает эту кислоту в аномальной N-ацетил производной форме, воспринимая «нормальную» гликолилнейраминовую кислоту из мяса других млекопитающих как аллерген. Таким образом, возрастание риска сердечно-сосудистых заболеваний при потреблении мяса млекопитающих объясняется, в том числе, постоянным присутствием чужеродной гликолилнейраминовой кислоты, поддерживающей вялотекущие воспалительные реакции в соединительных тканях, где сиаловые кислоты и их производные выполняют важные посреднические функции.

Смертельная статистика, полученная гарвардскими медиками, отлично иллюстрирует скрытую работу эволюции, о которой мясоеды не догадываются: если 3 млн лет назад «малярийная» мутация и потребление красного мяса способствовали зарождению нашего вида, в будущем, если человечество будет настаивать на увеличении средних сроков жизни Homo sapiens, произойдет отрицательный отбор любителей полакомиться бифштексами. Последние просто вымрут.

Источник: gazeta.ru

Поделитесь материалом в социальных сетях.

 

 

Обеспечение проекта

Потребность: 55 000 руб./мес.
Собрано на 15.12: 3 122 руб.
Поддержали проект: 9 чел.

посмотреть историю
помочь проекту

Читайте также