ОЛЬГА ЖУРМАН
собственный корреспондент (г. Владивосток)
Научные интересы Института химии Дальневосточного отделения РАН определяются довольно мудрёно: «Фундаментальные исследования физико-химических проблем направленного синтеза веществ и создания на их основе материалов с уникальными свойствами, перспективных для морских технологий и техники, развитие теоретических основ комплексного использования техногенного и природного сырья Дальнего Востока, включая биоресурсы», – но конкретные задачи поставлены самой жизнью.
В лаборатории сорбционных процессов разработан способ выведения из кубовых остатков АЭС радионуклидов кобальта, превосходящий лучшие американские средства в тысячу раз! Наноустановка для производства сорбентов, позволяющих выполнять качественную очистку жидких радиоактивных отходов и проводить водоподготовку, получила медаль XII Международного форума-выставки «Высокие технологии XXI века».
Рассказывает заместитель директора Института химии ДВО РАН по научной работе и инновациям, доктор технических наук Александр Юдаков:
– Дело было так. Лет десять назад Тихоокеанский флот активно выводил из эксплуатации отслужившие своё атомные подводные лодки и в регионе очень остро стояла проблема очистки ЖРО. Речь шла о поиске экономически обоснованных и экологически приемлемых способов переработки жидких радиоактивных отходов, возникающих при эксплуатации, ремонте и утилизации субмарин. А в Институте химии были интересные заделы в области теории сорбционных процессов, коллоидной химии. В итоге в Приморье была построена установка для утилизации жидких радиоактивных отходов на заводе «Звезда». Хотя проблема очистки от радиации солёных и загрязнённых нефтепродуктами вод оставалась…
Работать с растворами сложного состава дальневосточным учёным приходится постоянно. Можно сказать, в этом специфика Института химии ДВО РАН, одно из главных его направлений – создание сорбентов и коагулянтов с различным характером действия. Здесь научились делать реагенты, «заточенные» на стронций, цезий и тому подобные вещества, которые нужно извлекать из загрязнённых вод. Иными словами, разработаны технологии очистки жидких радиоактивных отходов от долгоживущих радионуклидов – к примеру, цезия–137, стронция–90, кобальта–60.
Вопрос обезвреживания солёных и прочих загрязнённых вод, образующихся в процессе утилизации атомных субмарин, решён. На одном из приморских предприятий создан и успешно работает цех под технологическим контролем учёных-химиков. Таким образом, доказана перспективность сорбционно-реагентной технологии для очистки высокосолёных радиоактивных отходов.
Кто ещё год назад предполагал, что морская вода может оказаться заражена радиацией? Наверное, только химики-теоретики. В жизни этого не должно было произойти, ведь ядерные реакторы охлаждаются пресной водой. Но авария на «Фукусиме» внесла в научную повестку дня свои природно-технологические коррективы. АЭС оказалась частично затоплена морской водой, которая в свою очередь «хватанула» радиации.
Но наши учёные именно с такой заражённой водой, сложной по составу, уже умели работать. По приглашению японской стороны представители ДВО РАН во главе с директором Института химии академиком Валентином Сергиенко и заведующим лабораторией сорбционных процессов, членом-корреспондентом РАН Валентином Авраменко приезжали на АЭС «Фукусима» и оказали местным специалистам серьёзную консультативную помощь. Могли бы подсобить и технологически, но японцы посчитали, что справятся своими средствами.
Среди последних достижений Института химии – технологии переработки радиоактивных смол, использующихся в фильтрах реакторов на всех ядерных энергетических установках. Но глубокая очистка – далеко не единственная сфера, где были получены результаты мирового класса. Приморские учёные создали технологии извлечения тонкого, или, как сейчас модно говорить, наноразмерного золота из руды, графитизированных сланцев, бурых углей, аффинажных отходов, то есть из всего того, на что производственники машут рукой, считая такое сырьё бесперспективным.
Свежая разработка института – особое покрытие для титановых имплантов, используемых при замене суставов. Специалисты во главе с доктором наук, заведующим лабораторией нестационарных поверхностных процессов Сергеем Гнеденковым давно умеют наносить специальную защиту на различные изделия, металлы и сплавы, но сейчас научились делать такие покрытия, которые, если говорить о медицине, организм воспринимает как свои, родные. Обработанный чудо-составом имплант приживается – обрастает костной тканью, помогает регенерации – гораздо быстрее. Наше тело – весьма агрессивная среда. Поэтому если вживляют имплант, следует и его защитить от влияния «недружественной» ткани, и сам организм – от нежелательного контакта с чужеродными элементами. Как раз такое «пограничное» вещество разработано в Институте химии ДВО РАН. Президент РАН Юрий Осипов упоминал это достижение дальневосточных учёных как одно из самых значимых открытий, сделанных в последние годы.
При тяжёлом переломе врачи используют своеобразный фиксатор, который со временем нужно извлекать, а значит, делать повторную операцию. Учёные Института химии создали такой биосовместимый с человеческим организмом материал, который способен в течение нескольких дней рассасываться. Значит, если весь аппарат сделать из такого материала, новой операции не потребуется.
Работа ведётся на стыке с медициной, и здесь на помощь химикам, которые ограничены в правах на проведение экспериментов с живыми системами, пришли клиницисты. Они очень заинтересованы в создании биосовместимых или инертных покрытий для имплантатов, применяемых, скажем, в челюстно-лицевой хирургии.
Клинические испытания на людях пока не проводились. Разработка абсолютно новая, а для начала медицинских исследований нужно пройти массу бюрократических процедур. Но учёные уже думают о масштабном производстве. Жизнь торопит.
Источник: file-rf.ru