За то, чтобы закрыть алкомаркеты, расположенные в жилых домах, высказался 61% опрошенных россиян. Таков один из итогов опроса ВЦИОМ.
При этом 54% участников исследования относятся скорее отрицательно к размещению алкомаркетов в жилых многоквартирных домах. По их мнению, топ-3 негативных последствия от соседства с алкомаркетами - высокий уровень шума (27%), снижение чувства безопасности (24%), грязь и мусор (21%).
"Антиалкогольная кампания в России, реализующаяся в течение последних 30 лет, по праву считается ВОЗ историей успеха, - прокомментировал итоги опроса директор по развитию ВЦИОМ-Консалтинг Даниил Ермолаев. - Так, введение акцизов, запрет продажи алкоголя после 23:00, программа "Трезвое село" и другие показали свою эффективность. Снизились показатели заболеваемости алкогольными психозами, уменьшилось число отравлений от некачественного алкоголя, выросла продолжительность жизни. При этом пить меньше россияне не стали. Изменились качество потребляемого алкоголя и его тип. Если в 90-е люди предпочитали крепкий алкоголь - водку, виски, джин (северный тип потребления), то сегодня основной выбор падает на вино и пиво (южный тип), при этом последнее безоговорочно лидирует по потреблению".
По мнению Ермолаева, эти составляющие успеха антиалкогольной компании важно учитывать, ведь речь идет о спросе, который рождает предложение. Поэтому, считают во ВЦИОМ, простой запрет размещения алкомаркетов вряд ли будет способствовать снижению потребления спиртного, может даже вырасти рынок нелегального алкоголя. Нельзя размещать алкомаркеты близко к детским садам, школам, вузам, больницам и спортивными объектами, это мешает продвижению здорового образа жизни, уверен Ермолаев.
Источник: rg.ru
Россияне стали меньше употреблять алкогольные напитки
Россияне пьют меньше алкоголя, но не могут отказаться от сладкой газировки. Эксперты рассказали, как бренды подстраиваются под новые запросы потребителей.
Согласно данным опроса МТС AdTech (есть у "РГ"), 61% россиян стали меньше употреблять алкоголь, причем 35% из них сократили потребление крепких напитков. Как отмечает руководитель FMCG-практики коммуникационного агентства PR Partner Татьяна Солдатова, розничные продажи многих видов алкоголя действительно сократились: водки - на 5%, коньяка - на 10,5%, а игристых вин - на 3,6%. В целом объем продаж алкогольной продукции без учета пива, сидра и медовухи снизился на 12,9% за первое полугодие 2025 года.
Снижение потребления алкоголя в России доцент Финансового университета при Правительстве РФ Екатерина Андреева обуславливает влиянием целенаправленной государственной политики. Речь идет о повышении акцизов, ограничении времени и мест продажи, а также социальной рекламе, которая направлена на формирование здорового образа жизни. К тому же, как полагает эксперт, растет общее осознание вреда алкоголя. Особенно это распространено среди молодежи. Популяризация спорта и правильного питания создает альтернативные формы досуга и ценности, которые несовместимы с чрезмерным употреблением спиртного, объясняет Андреева.
"Многие родители сегодняшних подростков и молодых взрослых - это поколение, пережившее последствия 90-х. Поэтому они сознательно отказались от алкоголя. Дети росли в семьях, где не пили вовсе или пили крайне умеренно. Поколение Z не считает алкоголь частью традиции. Для них это скорее чуждый, "отсталый" ритуал. Они воспринимают алкоголь как анахронизм. У современной молодежи в культуре не модно терять контроль над собой. Кроме того, для зумеров важны здоровье, осознанность и чистый образ жизни", - рассказывает управляющий партнер аналитического агентства "ВМТ Консалт" Екатерина Косарева.
По данным МТС AdTech, за последний год 61% россиян стали чаще пить воду, в том числе газированную и минеральную, 31% - увеличили потребление чая, 27% - кофе. Квас стали пить чаще 26%. Покупные летние напитки пользуются у опрошенных большей популярностью, чем напитки, приготовленные самостоятельно.
Самым летним напитком у россиян остается квас, раз в неделю его в теплое время года пьют 41% респондентов. В числе самых употребляемых летних напитков 40% опрошенных назвали холодный чай, 36% - морс и компот, каждый третий только летом пьет сладкие газированные напитки.
При этом, как отмечает коммерческий директор МТС AdTech Артем Пуликов, зумеры, вопреки стереотипам, чаще представителей других поколений выбирают сладкую газировку (17%).
"У поколения Z действительно двоякое отношение к напиткам. С одной стороны, они декларируют заботу о здоровье, выбирают безалкогольные и низкокалорийные опции и изучают составы. С другой стороны, у них остаются популярными сладкие газированные напитки. Дело в том, что зумеры - поколение эмоций и впечатлений. Им важны необычный вкус, формат подачи, визуальная составляющая продукта. Яркие маркетинговые кампании или интеграции с блогерами подогревают интерес молодежи к продукту", - поясняет генеральный директор трейд-маркетингового агентства "АЛИДИ Продвижение" Татьяна Яухман.
Источник: rg.ru

