Новости

В пятницу в своем выступлении в Центре стратегических и международных исследований (Center for Strategic and International Studies) Вашингтона Виктор Иванов, руководитель федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН), выдвинул амбициозную программу укрепления российско-американского сотрудничества в сфере борьбы с наркотиками, охарактеризованную термином «новое мышление», по ряду пунктов.

Иванов, сделавший остановку в Вашингтоне после участия в пятом собрании рабочей группы по борьбе с наркотиками американо-российской президентской комиссии в Чикаго, предложил создать совместное командование для борьбы с распространением наркотиков в Афганистане, которая включала бы в себя представителей ФСКН, Администрации по контролю за применением законов о наркотиках США и Международных сил содействия безопасности (International Security Assistance Force), действующих  под руководством НАТО. Иванов утверждает, что такие меры помогут решить проблемы, которые воспрепятствовали тому, что осенью прошлого года казалось многообещающей российско-американской инициативой.   В октябре 2010 года представители служб наркоконтроля обеих стран провели совместный рейд в рамках борьбы с наркотиками в Афганистане, в результате которого были уничтожены лаборатории по производству наркотиков. С декабря 2010 года по февраль 2011 года дополнительно состоялись еще четыре подобных рейда против афганских лабораторий.

Иванов заявил, что время, необходимое для планирования и обеспечения военной поддержки подобных совместных операций, иногда достигает нескольких месяцев. К тому моменту, когда, наконец, удается преодолеть все бюрократические препятствия в России, США, Афганистане и согласовать операции с НАТО, данные разведки успевают устареть. Новое совместное командование, вероятно, облегчит процесс преодоления этих бюрократических препятствий, ускорив работу персонала и процедуры контроля. Более того, Иванов отметил, что ситуация сомнительной безопасности в Афганистане требует применения военных ресурсов в операциях по борьбе с наркотиками. 

Во-вторых, Иванов выступил в поддержку более масштабного использования достижений  высоких технологий с целью улучшить ситуативную осведомленность о состоянии наркоторговли в Афганистане. В частности, он призвал к созданию «цифровой маршрутной карты опия», при помощи которой различные пользователи смогут обмениваться данными о местах производства наркотиков и торговых маршрутах в Афганистане. На интерактивной карте будут отмечены поля опийного мака, лаборатории по производству наркотиков, транспортные узлы и маршруты транспортировки наркотиков. Эти данные также позволят выяснить, где уничтожение полей прошло успешно, а где требуются дополнительные меры. Эта карта будет открыта для общего пользования, возможно, даже при помощи приложения для смартфонов, что позволит воспользоваться преимуществами сбора информации среди населения, однако в ней будут также использованы данные наблюдений, собранные американскими беспилотными самолетами и, возможно, российско-американским спутником, призванным служить этим целям. Применение цифровых технологий, по мнению Иванова, будет снижать расходы на борьбу с накоторговлей в Афганистане примерно на 150 миллионов долларов в год. 

В других вопросах, тем не менее, выступление Иванова звучало в духе его прежней позиции относительно вопроса борьбы с наркотиками в Афганистане. Он подчеркнул, что российские власти считают афганские наркотики угрозой жизненно важным интересам России. Афганистан является мировым лидеров в области производства опия, который используется для создания героина, и четверть афганских опиатов направляется на север через страны бывшего Советского Союза. Около трех миллионов россиян находятся в зависимости от героина афганского происхождения, который, согласно данным российских властей, уносит жизни приблизительно 30 000 россиян каждый год. Более того, повсеместное использование грязных игл среди наркоманов в России привело к эпидемии ВИЧ/СПИДа национальных масштабов. 

Иванов также не скрывал, что между Россией и НАТО все еще существуют разногласия относительно того, каким образом лучше решать проблему афганских наркотиков. За последние несколько лет руководство НАТО противилось требованиям России уничтожать поля опийного мака посредством авиационного опрыскивания или других мер, которые могли затронуть отдельных афганских фермеров. В НАТО опасались, что такие непосредственные меры против большого числа афганцев станут катастрофой в смысле связей с общественностью, приведут к отчуждению афганцев от коалиции и облегчат талибам работу по вербовке людей. Фермеры, чьи урожаи сокращаются в результате применения гербицидов или по другим причинам, обвиняют НАТО в своих убытках, а пропаганда талибов изображает НАТО как организацию, применяющую химическое оружие против мирных фермеров и окружающей среды.

С момента официальных изменений в политике США в 2009 году силы ISAF сконцентрировались на уничтожении крупных складов, где хранятся незаконные наркотики, а также на попытках перекрыть поток наркотиков из Афганистана  и поток денежных средств, полученных от торговли наркотиками, которые Талибан использует для финансирования своих операций.

Российское правительство, напротив, потребовало начать более активную и непосредственную кампанию по уничтожению полей опийного мака и лабораторий. Иванов подверг сомнению эффективность попыток перекрыть потоки наркотиков и денежных средств, учитывая объемы переправляемых наркотиков и гигантские финансовые ресурсы, которыми располагают торговцы для дачи взяток чиновникам таможни и, таким образом, преодоления естественных и созданных человеком препятствий. Он, вместе с тем, подчеркнул необходимость уничтожать урожаи опия и лаборатории, и добавил, что НАТО не удастся победить Талибан, пока последний имеет возможность финансировать свои операции при помощи миллионов долларов, заработанных им на торговле афганскими наркотиками.

Иванов также напомнил о своем так называемом плане «Радуга-2», ключевые моменты которого включали в себя объявление афганских наркотиков Советом Безопасности ООН угрозой международному миру и безопасности, наложение санкций на афганских землевладельцев, которые позволяют выращивать опийный мак на своих землях, оказание Афганистану широкомасштабной помощи, которая будет способствовать созданию миллионов законных рабочих мест, занесение пункта об уничтожении опийного мака в мандат ООН для ISAF, использование авиационного опрыскивания гербицидами с целью уничтожить производство афганского опия, более интенсивный обмен данными разведки между членами ООН, а также обеспечение соответствующей подготовки афганских служб по борьбе с наркотиками.

В Центре стратегических и международных исследований Иванов провел параллели между всемирным потоком наркотиков, мировым финансовым кризисом и международным терроризмом, утверждая, что маршруты наркооборота кокаина из Латинской Америки и афганского героина сливаются в Европе и других частях мира. Он призвал Россию, США и другие страны объединить усилия финансовой разведки, чтобы справиться с этой мировой угрозой, которая, по его мнению, уже давно вышла за рамки простого отмывания денег.

Иванов также одобрительно отозвался о выделении финансирования федеральным правительством США и правительствами штатов для негосударственных организаций на разработку программ реабилитации наркоманов и их повторную социализацию. Он выразил желание, чтобы Россия последовала их примеру и переняла практику создания межведомственных и межрегиональных центров по контролю за оборотом наркотиков на местном уровне.

Новое мышление Иванова может способствовать усилению взаимодействия России и США в борьбе против афганских наркотиков даже при условии, что США будет сокращать свое военное присутствие в регионе в ближайшие годы. Тем не менее, Иванов выступил с критикой «Инициативы по борьбе с наркотиками в Средней Азии» Государственного департамента США, согласно которой необходимо создать сеть групп специального назначения  по борьбе с наркотиками, финансируемыми США, на территории всех пяти государств Средней Азии. Эти подразделения будут сотрудничать с подобными группами, которые уже существуют  в Афганистане и России, а Государственный департамент будет финансировать оснащение центров и подготовку их персонала. Эти семь групп будут обмениваться секретной информацией, касающейся производства наркотиков, операциям по изоляции и действий правоохранительных органов в отношении наркоторговцев в Афганистане, помогая улучшить согласованность  межгосударственных и многонациональных операций. Итоговая сеть поможет объединить усилия по борьбе с наркотиками в Афганистане, где производится больше всего наркотических веществ, и других странах Евразии, через которые проходят торговые маршруты.

Иванов, напротив, заявил, что США нужно сконцентрировать свои усилия на борьбе с выращиванием опийного мака в самом Афганистане. Несмотря на убедительность аргументов Иванова, по крайней мере, несколько российских законодателей выступили против инициативы Госдепартамента из-за недовольства постоянным присутствием США в Средней Азии, особенно если это приведет к возникновению сетей регионального масштаба, которые будут независимы от России.

Учитывая неизбежное возвращение Владимира Путина на пост президента России, подобные настроения в Москве набирают обороты. США, несомненно, стоит найти общий язык с Россией по вопросу афганских наркотиков, вероятно, расширив контакты с Организацией договора о коллективной безопасности, действующей под руководством Москвы. Однако Вашингтону не стоит давать Москве права вето на сотрудничество США с независимыми государствами Средней Азии.

Ричард Вайц (Richard Weitz) – старший научный сотрудник института Хадсона и главный редактор World Politics Review. Его еженедельная колонка Global Insjghts выходит каждый вторник.

Источник: inosmi.ru

Поделитесь материалом в социальных сетях.

 

 

Обеспечение проекта

Потребность: 55 000 руб./мес.
Собрано на 15.12: 3 122 руб.
Поддержали проект: 9 чел.

посмотреть историю
помочь проекту

Читайте также