Законопроект, разрешающий продажи пива на АЗС, отозван из Госдумы. Для потребителей легализация еще одного канала продаж добавила бы удобства, а АЗС могла бы принести дополнительную прибыль. Но с введением санкций к российской нефти топливному бизнесу стало не до пива, считают эксперты.
Законопроект отозвал его автор - сенатор Геннадий Орденов. Это следует из данных электронной базы Госдумы. Причины этого сенатор не смог оперативно пояснить "РГ", сославшись на командировку. Документ был внесен в Госдуму в 2017 году. Им предлагалось разрешить продажи алкоголя крепостью не более 16,5% на заправках. Уже в феврале 2017 года правительство поддержало законопроект.
Законопроект поддерживает бизнес. В Ассоциации производителей пива (АПП) надеются, что парламент вернется к вопросу. Это могло бы поддержать пивоваров, которые вынуждены конкурировать с нелегальной продукцией, пояснили в АПП. Но если пивоварам разрешение продаж на АЗС могло принести доли процента дополнительной прибыли, то для заправок это могло бы добавить около 5%, оценивает руководитель Центра разработки национальной алкогольной политики Павел Шапкин. С 2019 по 2021 год АЗС считались слабым звеном в политике государства по сдерживанию розничных цен на топливо.
Ситуация обострилась в 2021 году, когда на фоне роста нефтяных котировок и объемов экспорта бензина и дизеля цены на заправках были ограничены уровнем инфляции. В результате, по данным ИГ "Петромаркет", большую часть 2021 года АЗС торговали дизельным топливом (ДТ) с отрицательной прибылью, а бензином - с нулевой и отрицательной прибылью. В первую очередь это сильно било по независимым АЗС, не связанным с крупными нефтяными компаниями. Больше всего таких в Сибири и на Дальнем Востоке, то есть в регионах, где чаще всего возникают проблемы с топливом.
Неудивительно, что в 2021 году минэнерго поддержало проект по продаже слабого алкоголя на заправках. Это могло бы дать АЗС дополнительный источник дохода. По подсчетам экспертов, увеличить выручку АЗС с каждого литра бензина на 25-30 копеек.
В 2022 году ситуация изменилась. Основные риски для отрасли стали связаны с санкциями и ограничениями Запада. Кроме того, эмбарго ЕС на импорт нашего готового топлива с 5 февраля этого года сильно увеличило вероятность его избытка на внутреннем рынке. А там где избыток, там снижение цен.
Сама проблема не ушла, она лишь временно стала неактуальной. Цены в рознице сейчас не растут, но и не снижаются.
На российском топливном рынке существует диспаритет между розничным и оптовым сегментами, отмечает эксперт Института развития технологий ТЭК Кирилл Родионов. По данным Росстата, в январе 2023 года оптовые цены на автомобильный бензин были на 45% ниже, чем в январе 2022 года, тогда как в розничном сегменте цены остались ровно на том же уровне (прирост составил ровно 0%). Для компаний, которые владеют одновременно НПЗ и точками АЗС, поддержание розничных цен на докризисном уровне является способом компенсировать издержки.
По мнению Родионова, нивелировать ценовой диспаритет можно разными способами. Например, за счет повышения норматива биржевых продаж бензина с нынешних 12% до 25%. Есть и другие варианты. Один из них - легализация продаж легкого алкоголя. Однако только за счет этого невозможно решить проблему ценового диспаритета, отмечает эксперт.
Впрочем, у идеи с алкоголем на АЗС есть и серьезные оппоненты. Как отмечает директор Департамента корпоративных финансов ИК "ИВА Партнерс" Артем Тузов, продажа алкоголя на АЗС не только увеличивала доступность алкоголя, но и увеличивала риски ДТП водителей с алкогольным опьянением. Прибыль АЗС в данном случае - не главное. Да и сама прибыль спорная, поскольку пьяные граждане, требующие продать им алкоголь на АЗС, вызывали бы дополнительные издержки, считает эксперт.
Пока не существует ни одного исследования, доказывающего взаимосвязь количества "пьяных" ДТП и разрешения на продажу пива на автозаправках, указывают в АПП. Более того, статистика зачастую показывает обратную динамику по странам, где вводились подобные запреты или, наоборот, отменялись.
Источник: rg.ru