Новости

 

Продажа электронных сигарет набирает силу не только в офлайне, но и в онлайне, несмотря на запрет их продаж в интернете. Теневой сегмент по итогам этого года удвоился и достиг оборота в 23 млрд руб. Бизнес по реализации в интернете нелегальной продукции высокорентабелен — наценки продавцов достигают 150%. 

По итогам этого года онлайн-продажи нелегальных электронных систем доставки никотина (ЭСДН) достигнут 46 млн устройств на общую сумму 23 млрд руб., что вдвое больше, чем годом ранее, говорится в имеющемся у “Ъ” исследовании сервиса Gorodissky IP Security. По подсчетам аналитиков, из-за нелегальных продаж бюджет в этом году недосчитается 4,2 млрд руб.

В следующем году нелегальный онлайн-рынок ЭСДН может вырасти до 28,9 млрд рублей, а потери бюджета превысят 5,2 млрд руб., ожидают эксперты.

К нелегальным аналитики относили продажи электронных сигарет с содержанием никотина через интернет. По действующему законодательству онлайн-торговля ими запрещена, в отличие от устройств для курения, где никотин не содержится, но их нельзя продавать несовершеннолетним, поясняет старший юрист юридической фирмы «Косенков и Суворов» Василий Хохлов.

В подсчеты аналитиков вошли и сами устройства, но контрафактные — те, что продаются по ценам существенно ниже официальных.

Основные каналы продаж нелегальных ЭСДН — сайты и соцсети, отмечается в исследовании. Там говорится, что совокупная аудитория специализированных площадок превышает 30 млн пользователей. В соцсетях аналитики обнаружили 4,7 тыс. сообществ и аккаунтов, реализующих вейпы и электронные сигареты. Наибольшая аудитория у ресурсов в «ВКонтакте» (77,1%) и в Instagram (13,7%), а в Telegram распространены оптовые продажи нелегальных ЭСДН, выяснили аналитики. Роскомнадзор ограничивает доступ к подобным ресурсам на основании решений судов, заявили “Ъ” в ведомстве.

Анна Попова, глава Роспотребнадзора, «Российской газете» в феврале 2017 года:

«Обязательно надо их (электронные сигареты.— “Ъ”) предавать анафеме».

В «ВКонтакте» сообщили, что не все группы и аккаунты в соцсети, тематика которых связана с электронными сигаретами, нарушают законодательство или правила соцсети. «ВКонтакте» оперативно блокирует группы и профили, где есть информация именно о дистанционной продаже никотина или никотинсодержащей продукции.

Торговля нелегальными электронными сигаретами является высокорентабельной. При средней стоимости для конечного потребителя в 500 руб. наценка на устройство составляет около 150%, утверждают в Gorodissky IP Security. Самым популярным нелегально продающимся брендом, по оценкам аналитиков, стал HQD — на него приходится 36% всех онлайн-продаж, в тройке также Puff Bar (28%) и Maskking (20%).

Популярность ЭСДН у потребителей обеспечила и рост офлайн-точек, например, вейп-шопов, продающих такой ассортимент (см. “Ъ” от 16 декабря). За два года их количество по стране удвоилось. Но участники рынка уверены, что большая часть продукции в подобных магазинах продается в обход акцизов. Как ранее сообщали в Минпромторге, в России со следующего года планируется эксперимент по маркировке ЭСДН.

Нелегальные онлайн-продажи — серьезная проблема, но в большей степени она касается не одноразовых ЭСДН, а жидкостей с никотином для заправки открытых систем, уверен председатель правления ассоциации ПАУРРЭНС (объединяет участников рынка электронных никотиновых систем) Максим Королев.

«В Россию официально не ввозится жидкий чистый никотин, таких лицензий не выдавалось, но предложений в сети хватает»,— поясняет он.

Табачные компании видят угрозу в росте нелегального рынка ЭСДН. Как раз сегмент одноразовых устройств максимально непрозрачен, что бьет по законопослушным производителям и легальной рознице, утверждает директор по правовым вопросам и внешнекорпоративным связям «БАТ» субрегиона «Россия, Центральная Азия и Белоруссия» Олег Барвин. Но партнер Data Insight Борис Овчинников считает, что потенциальная легализация онлайн-продаж электронных сигарет с соблюдением всех требований законодательства могла бы быть интересной для маркетплейсов и для онлайн-ритейла.

Источник: kommersant.ru

Эксперты назвали Telegram «главным алкомаркетом» черного рынка

Объем теневого рынка продажи алкоголя в сети в 2021 году вырос до 2,75 млрд руб. , что на 266 млн руб. превысило показатели прошлого года, выяснили эксперты компании Group-IB, одного из лидеров в сфере кибербезопасности. РБК ознакомился с результатами исследования.

Всего нелегальной торговлей алкоголем в обход законодательства в России занимается около 3 тыс. онлайн-ресурсов — сайтов, каналов в мессенджерах и групп в соцсетях.

«Главным алкомессенджером стал Telegram: количество профильных каналов, предлагающих покупку и доставку алкогольной продукции, за год выросло в 2,5 раза. На помощь нелегальным продавцам горячительных напитков в предновогоднюю пору пришли алкоботы», — говорится в исследовании.

Оценка объема нелегального рынка алкоголя в России по годам:

2017-й — 1,7 млрд руб.
2018-й — 2,1 млрд руб.
2019-й — 2,5 млрд руб.
2020-й — 2,5 млрд руб.
2021-й — 2,7 млрд руб.

Из-за действий Роскомндазора по пресечению подпольной торговли алкоголем количество сайтов-алкомаркетов снизилось в два раза: так, если в 2018 году их было около 4 тыс., то в 2019-м — уже 2,5 тыс., а в 2020 и 2021 годах — 2 тыс. Однако под каждый такой алкомаркет для подстраховки создаются «зеркала», в среднем по 15 доменов. «В ходе исследования в 2021 году экспертам удалось обнаружить самую крупную сеть, которая насчитывала около 122 связанных доменных имен», — уточнили в Group-IB.

На фоне снижения количества сайтов растет аудитория алкомаркетов в соцсетях и мессенджерах. В первых обнаружили около 300 разнообразных групп и аккаунтов, предлагающих продажу выпивки с доставкой на дом, а также контрафактного алкоголя. Несмотря на уменьшение количества групп в социальных сетях, число их подписчиков возросло в 3,8 раза.

Главным алкомаркетом в этом году стал мессенджер Telegram: так, если в 2020 году там было около 50 алкоканалов, то сейчас уже более 130, а количество подписчиков возросло со 160 тыс. до 750 тыс. соответственно. «Сюда же входят различные чат-боты — их обнаружено не менее 15 — по доставке алкогольной продукции и каналы, продающие комплектующие для кустарного изготовления алкоголя — спирт, тару, крышки, пробки и этикетки», — отметили эксперты.

«В этом году оборот нелегальной интернет-продажи алкоголя снова вырос, но эти цифры могут быть лишь верхушкой айсберга по причине латентности теневого бизнеса. Подпольная интернет-торговля алкоголем влечет за собой высокие риски для покупателей: нет никакой гарантии того, что товар будет оригинальным, а не опасной для здоровья подделкой. Следует учитывать, что для производителей брендированного алкоголя подделка их продукции также может обернуться серьезными репутационными рисками и финансовыми потерями», — сказал заместитель генерального директора Group-IB по направлению защиты от цифровых рисков Андрей Бусаргин.

Ранее ВЦИОМ и Международная ассоциация «Антиконтрафакт» опубликовали результаты исследования, из которых следовало, что 88% россиян знают о существовании в России проблемы с нелегальным алкоголем. При этом 12% впервые услышали о ней, а 19% сталкивались с контрафактом за последние три года. Мужчины чаще отвечали на вопрос утвердительно, чем женщины. Более половины (54%) опрошенных ответили, что найти место с нелегальным алкоголем легко, 21% — что сложно.

По мнению участников опроса, чаще всего незаконно изготавливают или продают:

водку (79%);
коньяк (36%);
виски (18%);
вино и шампанское (16%);
пиво (10%).

Источник: rbc.ru

Поделитесь материалом в социальных сетях.

 

 

Обеспечение проекта

Потребность: 55 000 руб./мес.
Собрано на 20.03: 3 702 руб.
Поддержали проект: 11 чел.

посмотреть историю
помочь проекту

Читайте также