Новости

Фото: Александр Рюмин / ТАСС

Федеральный бюджет России недосчитался 295,6 млрд руб. из-за роста продаж нелегальной табачной продукции в период с 2016 года до середины 2021-го. Большая часть потерь, 246,3 млрд руб., пришлась на недополучение табачного акциза, а еще 49,3 млрд руб. — на НДС, который мог бы быть уплачен. К таким выводам пришла Счетная палата, проанализировав действующую систему взимания акцизов на табачные изделия. С отчетом ознакомился РБК.

Доля нелегальной табачной продукции в России за пять лет выросла почти в десять раз — с 1,1 до 10,7%, приводят аудиторы данные независимого международного агентства Kantar TNS Russia. Иными словами, с каждой десятой проданной в стране пачки не уплачивается акциз. За девять месяцев 2021 года доля нелегальной табачной продукции в России в общем обороте составила 11,5%, следует из исследования Национального научного центра компетенций в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции (ННЦК), созданного правительством в 2020 году. Но в некоторых регионах эта доля в разы больше: в лидерах Новгородская и Псковская области (около 45%), Дагестан (43%), Ростовская область (37,5%) и Чечня (30,8%), оценили эксперты центра.

Главную причину разрастания черного рынка табака Счетная палата видит в том, что в России ставки табачного акциза на 39–50% выше, чем в странах ЕАЭС. Из государств союза — Белоруссии, Казахстана, Армении и Кирзигии — завозят по нелегальным каналам большой объем более дешевых сигарет, которые из-за выгодной цены пользуются спросом у российских курильщиков. ННЦК долю этого канала оценивает в 6,7% от оборота, а основным поставщиком называет Белоруссию, на которую, по оценкам центра, приходится 93% нелегальной продукции из ЕАЭС.

Что предлагает Счетная палата

Счетная палата указывает, что в России с 2016 года ставка акциза на самый распространенный вид табачной продукции — сигареты и папиросы — выросла в 1,9 раза. Только в текущем году табачный акциз подняли на 20%. Рост налоговой нагрузки Минфин объяснял необходимостью компенсировать расходы государства на борьбу с пандемией ради выполнения социальных обязательств.

«Это [повышение акцизных ставок] вызвало недовольство как бизнеса, так и потребителей. На фоне повышения акцизов наблюдается рост доли нелегальной реализации табачной продукции», — сказал аудитор Андрей Батуркин, представляя отчет на коллегии Счетной палаты.

Совокупность двух факторов — увеличение налоговой нагрузки на местных производителей табачной продукции и демпинг со стороны продавцов контрафакта — ставит вопрос о пересмотре действующей системы налогообложения акцизами, следует из аналитических материалов контрольного ведомства. Решить проблему, по мнению Счетной палаты, может передача доходов от акцизов на табак в консолидированные бюджеты регионов. Это будет мотивировать местные власти вовлекать в систему маркировки больше участников табачного рынка и таким образом «обелить» рынок. «Сейчас у них [регионов] нет заинтересованности бороться за легальность своих рынков, где продаются сигареты, потому что весь акциз поступает в федеральный бюджет», — пояснил Батуркин.

Акцизы на табачную продукцию приносят в российскую казну около 3% всех доходов федерального бюджета. По итогам текущего года сумма поступлений составит порядка 710 млрд руб., оценивают аудиторы.

Действенным инструментом борьбы с нелегальными продажами и обелением табачного рынка в Счетной палате считают и систему маркировки. Эта процедура стала обязательной с 1 июля 2020 года, однако далеко не все участники табачного рынка присоединились к ней. Почти половина сигарет, которые сейчас продаются в торговых точках, непромаркированы.

«В прошлом году были промаркированы 11,1 млрд пачек сигарет. При этом с кодом «вышел из оборота», что означает реализованы в розничной продаже, вышло всего лишь 5,6 млрд штук. В первом квартале 2021 года из розничного оборота вышло 61,5% промаркированных пачек. Это свидетельствует о значительном количестве участников оборота, которые не подают сведения в государственную информационную систему маркировки товаров», — отмечает Батуркин.

По мнению Счетной палаты, передача части доходов от акцизов на табак в консолидированные бюджеты регионов позволит изменить ситуацию и вовлечь в систему маркировки больше участников табачного рынка.

Какова ситуация с ценами на сигареты

В 2008 году Россия, как и большинство стран мира, присоединилась к рамочной конвенции Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) по борьбе против табака. В 2021 году правительство РФ утвердило антитабачную концепцию, которая призвана сократить число курильщиков с нынешних 29 до 21% до 2035 года. Повышение акциза как «налога на нежелательное потребление» соответствует целям национального плана по борьбе с курением. Кроме того, в апреле этого года правительство ввело минимальную розничную цену пачки сигарет — сейчас она составляет 108 руб. Из-за роста акциза на 20% в среднем пачка сигарет должна была подорожать с 120 до 140 руб.

С года присоединения России к конвенции ВОЗ специфическая ставка акциза на сигареты и папиросы росла быстрее, чем индекс потребительских цен, отмечает Счетная палата. Пиковой точкой стал 2013 год, когда акцизная ставка выросла на 50,5% при инфляции в 6,5%. С 2022 года рост налоговой ставки на сигареты должен сравняться с таргетом Центробанка по инфляции в 4%.

Табачный акциз в России примерно в полтора раза выше, чем в странах ЕАЭС. Если российские производители в 2021 году уплачивают €35,9 за тысячу штук, то белорусские заплатят €18,8, а казахстанские — €21,7, указали в Счетной палате.

Эффект от перераспределения акцизов

Предложения перераспределить бюджетные доходы акцизов в пользу субъектов РФ звучат уже несколько лет, чаще всего — от сенаторов Совета Федерации. Фигурируют две схемы: выделение части доходов от табачных акцизов на табачную продукцию в бюджеты регионов и их зачисление по месту производства пропорционально численности трудоспособного населения или по показателям региональных розничных продаж. Воплощение идей в реальность ограничивается отсутствием системы маркировки и идентификации табачных изделий, говорит директор Института реформирования общественных финансов Владимир Климанов.

«Для алкоголя существует система ЕГАИС, определяющая, где и за сколько была продана продукция. Введение такой же системы чревато большими расходами. Кроме того, это сильно сократит количество точек продаж, что ударит по бизнесу», — рассуждает он. Расщепление доходов от акциза в пользу регионов может оказаться неравномерным, добавляет Климанов. «Акциз уплачивается по месту производства. В России примерно в 20 регионах есть табачные производства и всего несколько центров с крупными мощностями — Санкт-Петербург, Ленинградская, Волгоградская, Ростовская области. Если распределить табачный акциз в пользу регионов, то половина субъектов РФ не получит никаких поступлений в бюджет», — предостерегает эксперт.

«Перераспределение части доходов от акцизов на табачную продукцию в бюджеты регионов может повлечь за собой рост налогового потенциала наиболее обеспеченных регионов и, как следствие, увеличение разрыва в уровне бюджетной обеспеченности между субъектами РФ», — говорит директор департамента доходов Минфина Елена Лебединская (ее слова цитирует Счетная палата). Около 90% производства табачной продукции сосредоточено на территории лишь пяти регионов, а существенная часть трудоспособного населения — потенциальных потребителей сигарет проживает в высокообеспеченных субъектах — Москве и области, Санкт-Петербурге, добавляют в Минфине.

«Также при принятии решения о зачислении части доходов от акцизов на табачную продукцию в бюджеты регионов важно определить источники компенсации выпадающих доходов федерального бюджета», — предупредили в ведомстве.

Когда речь идет о перераспределении налогов на вредное потребление, фискальным задачам могут противоречить моральные, подчеркивает Климанов. С точки зрения увеличения налоговых поступлений региональным властям будет выгодно пропагандировать потребление табачной продукции, но это расходится с антитабачной политикой государства, заключает эксперт.

Источник: rbc.ru

Поделитесь материалом в социальных сетях.

 

 

Обеспечение проекта

Минимально необходимо: 35 000 руб./мес.

Собрано на 28.11: 67 723 руб.
Поддержали проект: 130 чел.

посмотреть историю
помочь проекту

Читайте также