Новости

Рост продаж алкоголя на 2% в натуральном выражении и на 4,2% в денежном по итогам 2019 года зафиксировала в своем исследовании о трендах алкогольного рынка компания Nielsen, специализирующаяся на аудите розничной торговли (РБК ознакомился с выводами экспертов). Продажи выросли во всех отслеживаемых категориях алкоголя, кроме водки (тихие вина Nielsen не аудирует).

Алкоголь стал единственной категорией товаров повседневного спроса (FMCG), которая показала в 2019 году рост как в натуральном, так и в денежном выражении, отмечают в Nielsen: продажи других групп (к ним помимо алкоголя относится табак, продовольственные и непродовольственные товары) выросли в основном за счет увеличения цены.

Лидером роста аналитики Nielsen называют джин: его продажи выросли за год на 27% в натуральном и на 26% в денежном выражении. Существенный рост показали также виски и текила: на 15 и 11% в натуральном выражении и на 15 и 9% в денежном соответственно. Продажи водки, напротив, снизились на 1,7% в натуральном выражении и на 0,1% в денежном.

Производство алкоголя росло параллельно росту продаж, отмечает президент Союза производителей алкогольной продукции (СПАП) Игорь Косарев: по итогам года производство крепкого алкоголя увеличилось на 8%, а водки — на 6%. Продажи водки, добавляет он, росли весь год, за исключением аномального четвертого квартала.

Почему стали покупать больше алкоголя

Позитивная динамика продаж связана с ростом потребительского спроса и расширением ассортимента алкоголя, доступного покупателям, поясняет руководитель группы по работе с алкогольными клиентами Nielsen в России Алла Петросян. По ее словам, ассортимент растет, в том числе, из-за того, что меняется модель потребления. Россияне стали более разборчивы при выборе алкоголя, активно пробуют новые категории напитков и экспериментируют со вкусами. Из-за этого в 2019 году даже немного выросла средняя цена за литр алкоголя: новые категории, как правило, стоят дороже, говорит Петросян.

Джин и текила растут двузначными темпами уже не первый год, хотя это и не самые массовые категории алкогольных напитков, отмечает Петросян. По ее словам, это связано с тем, что в этих сегментах появляется более доступная для потребителей продукция и развиваются локальные игроки. Кроме того, на спросе отразилось и сдерживание цен: в 2019 году цена литра виски изменилась всего на 0,2%, а джин подешевел на 1,5%.

Косарев из СПАП рост продаж джина и виски объясняет изменениями вкусов потребителей: молодое поколение пьет меньше водки в чистом виде и предпочитает алкогольные коктейли. «На фоне моды на коктейли сегодня нарастает потребление крепких алкогольных напитков, которые в них используются — это в том числе водка, но особенно джина, виски и текилы», — говорит Косарев.

Почему растут продажи алкоголя в маленьких бутылках

Еще один тренд, который отмечает Nielsen — возросший интерес потребителей к алкоголю в маленьких бутылках объемом менее 0,5 л — его чаще всего продают в прикассовой зоне магазинов. Продажи этой продукции растут быстрее средних темпов рынка — в 2019 году рост в натуральном выражении составил 13,2% и 14,4% в денежном. Доля небольших форматов упаковок увеличивается в наиболее значимых категориях алкоголя: виски, водка, бренди.

Возросший спрос на маленькие бутылки аналитики Nielsen объясняют тем, что потребителей интересует возможность купить небольшую порцию напитка, а также попробовать премиальные бренды, которые раньше многим были недоступны.

Популярность маленьких форматов алкоголя — глобальный тренд, который наблюдается в странах с растущей экономикой, поясняет Косарев. Люди, задействованные в растущей экономике, не имеют возможности пить много алкоголя, поскольку из-за этого они теряют работоспособность, но желание выпить, связанное с привычкой, аппетитом или желанием снять стресс, у них не исчезает. «Маленькие бутылки покупают по дороге с работы, сразу выпивают, а на утро просыпаются без похмелья», — указывает Косарев. В Польше, где этот тренд развит, сейчас уже 30% крепкой алкогольной продукции продается в маленьких форматах.

Что с продажами самого потребляемого алкоголя

Самый массовый сегмент алкогольного рынка — пиво, на его долю в 2019 году, по данным Nielsen, приходилось 42,8% продаж в денежном выражении (на долю второй по популярности водки приходилось 31,5%). Продажи пива выросли на 2,1% в натуральном выражении и на 4,1% в денежном. Рост на этом рынке после нескольких лет снижения продолжается второй год подряд даже на фоне высокой базы 2018 года, отмечают в Nielsen. Тогда на фоне проходившего в России Чемпионата мира по футболу и теплого лета продажи пива в России выросли впервые с 2007 года, сообщала в своем отчете датская пивоваренная компания Carlsberg, владелец «Балтики».

Данные Росалкогольрегулирования, тем не менее, фиксируют не рост, а снижение пивного рынка. Производство пива в России в январе-декабре 2019 года снизилось на 1% по сравнению с январем-декабрем предыдущего года — до 674,4 млн дал. За этот же период 2019 года в розничных магазинах было продано 638,9 млн дал пива — на 2,4% меньше, чем год назад. Учитывая официальную статистику по объемам производствам, можно говорить скорее о том, что пивной рынок продолжает стабилизироваться, говорит директор по правовым вопросам и корпоративным отношениям AB InBev Efes Ораз Дурдыев. Одна из причин этого тренда, по его словам — рост интереса потребителя к крафтовым сортам пива с нестандартными вкусами.

Источник: rbc.ru

На российском пивном рынке впервые за 24 года произошла смена лидера

На пивном рынке России впервые за более чем 20 лет сменился лидер. По итогам 2019 года первое место заняла компания AB InBev Efes, которая обошла многолетнего лидера «Балтику» (входит в Carlsberg Group). Об этом «Ведомостям» рассказали сотрудники двух пивоваренных компаний, ссылаясь на данные исследовательского агентства Nielsen и государственной системы учета ЕГАИС. Однако конкретные цифры они сообщать не стали.

Компания «Балтика», производящая пиво под брендами «Балтика», Carlsberg, Tuborg, Zatecky Gus и др. с 1996 года, по ее данным, была бессменным лидером российского рынка. В компании отказались прокомментировать изданию потерю первого места. В свою очередь, ее президент Ларс Леманн передал через пресс-службу, что руководство не удовлетворено показателями минувшего года, поскольку доля компании снизилась с 30% в 2018 году до 27%. Глава «Балтики» добавил, что в 2019 году, особенно во второй его половине, ценовая конкуренция была крайне напряженной.

По словам Леманна, продажи упали на 8% — в первую очередь из-за сокращения реализации недорогой продукции. При этом выручка на единицу проданного пива выросла на 3%. Это произошло за счет роста цен и увеличения продаж крафтового пива и специальных сортов. Как итог, доля недорогой продукции сократилась, а продажи премиальных брендов, наоборот, выросли, констатировал он.

Компания AB InBev Efes (производит пиво под брендами «Клинское», «Старый мельник», «Сибирская корона», Bud, Hoegaarden и др.) появилась после объединения бизнесов в России и на Украине крупнейшего в мире производителя пива Anheuser-Busсh InBev и турецкой Anadolu Efes. Это стало следствием слияния AB InBev с SABMiller в 2016 году. В итоге AB InBev получила 24% акций Anadolu Efes. На момент объявления о создании AB InBev Efes в 2017 году их суммарная доля в России составляла 27%, компания занимала второе место на рынке.

Третьим по величине производителем пива в стране выступает голландская компания Heineken. По данным Nielsen, учитывающим только продажи в городах (78% рынка), ее доля в минувшем году составила 13,3%.

Говоря о планах на 2020 год, Леманн заявил, что «Балтика» ожидает очень тяжелой конкуренции. По его мнению, в совокупности с необходимостью перестроить бизнес компании в сторону роста выручки это будет оказывать давление на прибыльность.

Источник: rbc.ru

Поделитесь материалом в социальных сетях.

 

 

Читайте также

Также вы можете выбрать удобную форму участия и поддержки нашего проекта по ссылке ниже

Участие в проекте "Закон Времени"