Один из самых любимых депутатами Госдумы министров — Татьяна Голикова отчиталась вчера о работе своего ведомства. Из ее выступления следовало, что центральноевропейские области России продолжают вымирать ускоренными темпами, а закон о реформе бюджетной сферы никак не скажется на системе здравоохранения, потому что здесь грядет своя реформа, о деталях которой мы узнаем в июне.
Деятельность министерства нужно оценивать по демографическим показателям, совершенно справедливо отметила г-жа Голикова. Похвалившись тем, что в 2007—2010 годах удалось “выйти на устойчивый рост продолжительности жизни и резко снизить темпы убыли населения”, она напомнила о новых задачах: к 2015 году стабилизировать численность населения на уровне 142—143 миллиона человек и “преодолеть рубеж 70 лет ожидаемой продолжительности жизни”. Достичь целей будет не просто, признала она, хотя ориентиры эти — “далеко не передовые” (в странах ЕС продолжительность жизни уже в 2008 году составляла 79,1 года).
А потом министр показала, как выглядят демографические успехи, которыми так любят хвалиться наши власти, в региональном разрезе. Оказывается, самые высокие показатели рождаемости — в Тыве, Ингушетии, Дагестане, Бурятии, Якутии, Чечне и Ненецком АО. В большинстве из этих регионов и самые низкие показатели смертности: Ингушетия, Дагестан, Чечня, Ямало-Ненецкий и ханты-мансийские округа, Тюменская область, Кабардино-Балкария и Якутия. Нетрудно заметить, что речь идет о национальных республиках и газодобывающих районах.
Зато самые низкие показатели рождаемости — в Псковской, Тамбовской, Тульской и Ленинградской областях. А в Псковской, Тульской, Тверской, Новгородской, Смоленской и Ивановской областях — самые высокие показатели смертности. Причем в Тверской и Псковской областях смертность продолжает расти и в I квартале 2010 года. Именно здесь люди мрут как мухи от сердечно-сосудистых заболеваний, ДТП и рака, хотя в целом по стране в I квартале 2010 года смертность от этих причин продолжает снижаться. Зато — удивительный факт! — уровень заболеваемости здесь невысокий, а при диспансеризации выявляется очень много здоровых! И в поликлиники в этих областях граждане ходят редко. 7,2 посещения в год в Тверской области, 8,8 — в Смоленской и Ивановской при нормативе 9,5!
Значит, так проводится диспансеризация и такие там поликлиники… Г-жа Голикова констатировала безобразное состояние системы здравоохранения в вышеперечисленных регионах, умудрившись слово “безобразное” не употребить, но что со всем этим делать — не сказала. Определенные надежды возлагаются на региональные программы модернизации больниц и поликлиник, которые должны заработать с 1 декабря 2010 года — на них решено выделить 460 миллиардов рублей за два года. Но в состоянии ли местные власти обеспечить условия для успешной реализации таких программ — большой вопрос…
Естественно, была затронута и тема реформы бюджетной сферы (соответствующий закон на днях подписал президент). “Как министерство будет обеспечивать конституционное право граждан на бесплатную медицину, в том числе высокотехнологичную, в условиях коммерциализации?” — спросил коммунист Анатолий Локоть. “Мы не комментировали этот закон, и проводили его не мы”, — сразу дистанцировалась от скандального документа г-жа Голикова. А потом заявила, что для сферы здравоохранения “как с точки зрения платности услуг, так и с точки зрения других проблем никаких изменений происходить не будет”. Потому что, мол, поликлиники и больницы работают в рамках государственной системы обязательного медицинского страхования, расходы на которую вырастут в ближайшие два года (на те самые 460 миллиардов), а значит, медицине не грозит то, о чем беспокоятся другие ведомства: стагнация и уменьшение финансирования. Да, признала министр, даже с дополнительными 232 миллиардами в год уровень финансового обеспечения здравоохранения в России значительно ниже экономически развитых стран…
Каким образом закон, изменяющий гражданско-правовую форму существования всех без исключения бюджетных учреждений, может обойти стороной здравоохранение, министр не пояснила.
Что касается системы обязательного медицинского страхования — ее ждет реформа, и в июне соответствующие законопроекты придут в Госдуму. Тогда-то мы и узнаем, что в медицине должно быть платным, а что — бесплатным.
Источник: mk.ru