Очередной рост цен на табак сильнее всего отразится на дешевых марках
На сайте Федеральной налоговой службы (ФНС) появились сведения о максимальных розничных ценах на табачную продукцию, которые будут действовать с 1 января 2014 года. Цены на часть своего ассортимента уже задекларировала «большая тройка» табачной отрасли: «БАТ Россия», Japan Tobacco International (JTI) и Philip Morris International Russia (PMI).
С нового года из-за роста акцизов каждая пачка прибавит в розничной цене в среднем 9 рублей, это на два рубля больше, чем в текущем, — с 1 января 2013 года среднее повышение розничной стоимости не превысило 7 рублей за упаковку. C 2013 по 2016 год акциз (исходя из расчета стоимости на 1 тыс. сигарет с фильтром) увеличится с 500 рублей (плюс 8% от расчетной стоимости) до 1,2 тыс. рублей (плюс 9,5% от расчетной стоимости).
— По нашим расчетам, рост акциза на 42% от текущей ставки в 2014 году увеличит стоимость пачки в среднем на 9 рублей, — подсчитали в пресс-службе JTI.
Производители табака обращают внимание, что рост будет происходить неравномерно: какие-то марки подорожают сильнее, на каких-то — грядущее повышение акциза отразится в меньшей степени. По оценкам представителей отрасли, в следующем году сильнее всего рост заметят потребители продукции экономичного и среднего ценового сегментов.
Так, к примеру, самый продаваемый в России бренд компании JTI — сигареты Winston подорожают на 17% (ровно столько в процентном отношении составят те самые 9 рублей от розничной стоимости пачки этих сигарет. — «Известия») от цены 2013 года. Согласно задекларированным производителями данным, самые дешевые сорта в следующем году обойдутся курильщикам не менее чем в 40–45,5 рубля за упаковку. 40 рублей потребитель заплатит за пачку Rothmans Demi, а вот наиболее популярная «Ява Золотая» в мягкой пачке не будет стоить дешевле 45 рублей. Чтобы массовый потребитель не испытал сильного шока от новых цен, в рознице табачная продукция будет дорожать постепенно, по мере распродажи остатков по ценам 2013 года.
— По нашим подсчетам, средняя цена пачки увеличится на 21% — до 52 рублей. Причем на налоги придется больше половины стоимости, — сообщил директор по корпоративным отношениям «БАТ Россия» Александр Лютый.
По его словам, рост цен не повлияет на сокращение числа курильщиков, но станет причиной перехода потребителей сигарет на более дешевую или контрафактную продукцию.
— В некоторых регионах страны доля нелегальной продукции на табачном рынке достигла критического уровня. В Республике Дагестан, например, это 19,3% рынка, то есть около 1,34 млрд сигарет, которые могли бы принести в бюджет около 1,5 млрд рублей налогов и сборов, — напомнил представитель БАТ.
В связи с увеличением розничных цен эксперты прогнозируют очередной спад продаж. По разным оценкам, в 2014 году табачный рынок России ждет падение от 7% (данные Росстата) до 11% (прогноз компании PMI). Аналитики отмечают, что табачные компании окажутся в тяжелой ситуации, поскольку компенсировать растущие издержки повышением цен будет все сложнее. Обычно производители табака повышают цены несколько раз в год, что обусловлено не только ростом акцизов, но и производственными издержками. К примеру, согласно данным ФНС, с декабря 2012 года по декабрь 2013-го максимальная розничная цена на пачку сигарет LD RED увеличилась с 37 до 50 рублей, пачка «Явы Золотой Оригинальной» подорожала с 39 до 52 рублей, Dunhill Master Blend Gold — c 82 до 95 рублей. То есть с учетом постепенного покрытия издержек среднее увеличение розничной цены за год составило 13 рублей, из которых акцизных было не более 7 рублей.
— Табачные компании не будут поднимать МРЦ (максимальные розничные цены. — «Известия») в течение года — вопрос цены сейчас является ключевым для сохранения объема рынка и доли на рынке. Вероятно, производители в будущем прибегнут к такому способу управления издержками, как сокращение производственного персонала, — прогнозирует партнер практики «Инвестиционное консультирование» консалтинговой группы «НЭО Центр» Евгения Шалимханова.
Эксперт MFX Broker Юрий Прокудин, в свою очередь, предрекает сокращение ассортимента. По его мнению, с рынка могут быть выведены самые «невыгодные» бренды.
MFX оценивает объем рынка табачной продукции в России в 346 млрд штук сигарет в год, или 800 млрд рублей в денежном выражении.
Источник: Известия