Компания Sun InBev, выпускающая марки «Клинское, «Сибирская Корона», Stella Artois и другие, закрывает третий завод в России. Пивоваренный концерн сетует на ужесточение законодательства для участников алкогольного рынка и повышение акцизов. Реформы в сегменте, введенные в прошлом году, замечают и другие участники рынка. За первой международной пивоваренной компанией последуют и остальные, уверены эксперты.
Пивоваренная компания SUN InBev прекращает производственную деятельность Новочебоксарского филиала. Решение было принято после изучения операционной деятельности и ситуации на рынке, следует из официального заявления компании.
«SUN InBev планирует перераспределить объёмы, производимые Hовочебоксарским предприятием, на другие заводы. Выбор производственной площадки будет определяться необходимостью повышения уровня эффективности производства и логистики c сохранением стандартов качества», — сообщают в Sun InBev.
Предприятие по-прежнему остается в собственности компании SUN InBev, дальнейшие решения о развитии завода компания будет принимать в зависимости от экономической ситуации в стране и отрасли, а также с учетом изменений в законодательстве и налоговой политике, добавляют в SUN InBev.
SUN InBev
SUN InBev является российским подразделением крупнейшего в мире пивоваренного концерна Anheuser-Busсh InBev. Компания работает на... →
По словам представителей компании, радикальные меры были предприняты для сохранения конкурентоспособности бизнеса «в условиях жесткого законодательного регулирования и возрастающей налоговой нагрузки». Объем продаж SUN InBev в первом квартале 2013 года сократился на 17%. За последние три года компания закрыла уже два завода: в Санкт-Петербурге в 2010 году, в Курске в 2012-м.
В 2012 году российское правительство приняло ряд жестких законов, ограничивающих развитие не только пивной, но и в целом алкогольной отрасли. Один из них — поправки в Федеральный закон «О рекламе», которые запрещают рекламу в интернет-СМИ алкоголя, в том числе пива.
С 23 июля прошлого года пивоварам также запретили размещение рекламы на наружных носителях и на телевидении (в том числе и на платных каналах). Компаниям запрещено и проведение стимулирующих мероприятий, условием участия в которых является приобретение алкоголя.
Также ужесточились наказания за продажу алкоголя несовершеннолетним и в ночное время. А с 1 января 2013 года начал действовать закон, запрещающий продавать пиво в нестационарных торговых объектах.
Основным риском ведения бизнеса в России для пивоваренных компаний остается рост акцизов на алкоголь: это приводит к значительному увеличению его стоимости. По данным аналитика Sydbank Мортена Имсгарда, с 1 января текущего года налог на литр пива вырос на 3 рубля (с 12 до 15 рублей), что привело к росту цен почти на 25%.
Законодательные ограничения и налоговое регулирование пивной индустрии в России относятся к числу наиболее жестких, признают в SUN InBev. По данным компании,
с 2009-го по 2013 год ставка акциза на пиво была увеличена в пять раз — с 3 до 15 рублей за литр. Пивовары также лишились возможности продавать пиво в киосках — через этот канал уходило, по разным оценкам, от 10% до 30% всего пива.
«Пивоваренная отрасль сильно подвержена ужесточению законодательных мер. Конечно, часть из них способствовала бы борьбе с пьянством, но есть и меры, которые не имеют отношение к злоупотреблению алкоголя. Например, рецептура или материал упаковки, а также счетчики объема», — соглашается директор по внешним связям Efes Кирилл Болматов.
Еще одной причиной падения продаж даже крупных компаний эксперт называет регулирование пивоваренной отрасли на одном уровне с крепким алкоголем. По его данным, это привело к тому, что по итогам прошлого года потребление водки выросло, а пива, наоборот, упало.
По данным Росстата, рынок пива в России по итогам 2012 года сократился более чем на 20% в сравнении с 2008 годом. Доходность отрасли с 2010-го по 2012 год снизилась на 40%. За 4 месяца 2013 года объем производства пива в стране сократился еще на 10,7%.
Решение прекратить производственную деятельность в Новочебоксарске не окажет существенного влияния на текущий уровень производства и налоговых платежей SUN InBev в России, добавляют в компании.
Вероятность закрытия других филиалов в SUN InBev пока не рассматривают. «Мы будем исходить исключительно из экономического анализа дальнейшей ситуации, которая будет складываться на рынке», — отметили «Газете.Ru» в пресс-службе SUN InBev.
«Закрытия будут обязательно. Не исключено, что и другие международные пивоваренные компании будут закрывать филиалы, — уверен глава центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя (ЦИФФРА) Вадим Дробиз.
По словам Болматова, из-за инициатив российских властей нескольким крупным компаниям уже пришлось закрыть в России несколько заводов. «Возможно, такая тенденция может продолжиться», — не исключает он, напоминая о закрытии трех заводов SUN InBev и одного завода Heineken в Питере.
По мнению Дробиза, под угрозой может оказаться также создание пивного кластера, который в Самарской области ранее планировал открыть губернатор Николай Меркушкин совместно с Carlsberg (в России интересы концерна представляет «Балтика». — «Газета.Ru»).
Источник: «Газета.Ru»