Стрессы, связанные с автомобильными пробками, могут привести к расстройствам психики через 10 лет — к такому выводу пришли американские ученые. На фоне этих известий положение жителей российских мегаполисов выглядит опасным: автомобилисты Москвы и Петербурга тратят на пробки около двух-трех часов ежедневно. Российские психиатры соглашаются с выводами западных экспертов и добавляют, что в пробке раздраженные водители готовы к самым неожиданным агрессивным поступкам.
Специалисты из Калифорнийского университета в Ирвайне выяснили, что ежедневные мелкие стрессы, связанные с транспортными пробками или стоянием в очередях, способны подорвать психическое здоровье жителя крупного мегаполиса, причем этот эффект проявит себя не сразу, а примерно через 10 лет. Материал исследования был опубликован в журнале Psychological Science.
Авторы работы поставили перед собой задачу установить, действует ли в отношении стрессовых ситуаций принцип «то, что не убивает меня, делает меня сильнее» или же такие ситуации, наоборот, подрывают здоровье горожан.
Исследование базируется на двух масштабных опросах жителей США — «Развитие во время среднего возраста» и «Национальное исследование повседневных ситуаций». В числе респондентов оказались почти 800 мужчин и женщин в возрасте от 25 до 74 лет.
«То, каким образом мы справляемся с ежедневным стрессом, определяет наше психическое здоровье, — заявила руководитель группы исследователей Сьюзан Чарльз. — Мы так зациклены на долгосрочных целях, что не осознаем всей важности контроля над нашими эмоциями. Смена реакции и восприятия на стрессовые ситуации так же важно, как правильное питание и физические нагрузки».
По данным группы исследователей, умственное здоровье человека зависит не только от масштабных жизненных событий, но и от, казалось бы, незначительных эмоциональных впечатлений, как дорожный затор, конфликт с коллегами на работе или длинная очередь. Психологи уверены, что хроническая негативная реакция на повседневные раздражающие факторы сильно сказывается на долгосрочном психическом здоровье людей.
«Важно не давать каждодневным мелочам портить моменты вашей жизни. Из таких моментов складываются дни, а из дней годы. К сожалению, люди не замечают психических расстройств до тех пор, пока они не становятся столь серьезными, что требуется помощь специалистов», — говорится в исследовании.
В течение восьми вечеров респондентам предлагалось рассказывать о раздражающих факторах, с которыми им пришлось столкнуться в течение дня. Повышенная раздражительность в дни без стресса оказалась связана с расстройствами настроения, такими как мания и депрессия, которые были зафиксированы у участников исследования 10 годами позже.
В российских мегаполисах обстановка с пробками одна из наиболее тяжелых во всем мире.
По данным общественного центра «За безопасность российских дорог», автомобилисты Москвы тратят в пробках 2,5 часа в день. В Санкт-Петербурге дела обстоят чуть лучше — там аналогичный показатель составил около 2 часов. Тем не менее в зимний период два крупнейших российских города стоят в пробках одинаково интенсивно: автомобилисты теряют около 3 часов в день. По данным производителя GPS-навигаторов компании TomTom, московский водитель за год проводит в пробках 127 часов.
Психиатр Михаил Виноградов рассказал «Газете.Ru», что многое зависит от реакции на стояние в пробках у разных людей. «Есть люди, устойчивые к стрессам, есть люди, которые в пробках отдыхают, но если разбирать по психотипам, то процентов 40% — это люди, которые испытывают раздражение, у них нарастает чувство агрессии, ярости, злобы.
Они готовы к самым неожиданным агрессивным поступкам — выскочить на соседнего водителя, который их обогнал, с бейсбольной битой или травматическим пистолетом, нарушить правила, «дать по газам» и помчаться наперерез потоку, создавая аварийные ситуации», — рассказал эксперт.
«Это агрессия, которая выплескивается на людей, порой совершенно не причастных к этим пробкам: не так пошел пешеход — ударить его, не так водитель другой машины обогнал — учинить драку или стрельбу. Это агрессия, которая сопровождается преступными действиями», — заключил эксперт.
Кандидат медицинских наук, практикующий психотерапевт Марк Сандомирский подтвердил «Газете.Ru», что главный вклад в формирование стрессов в жизни большинства людей вносят небольшие события. «Это не какие-то катастрофы, а мелкие повседневные стрессы, которые повторяются изо дня в день и обладают кумулятивным воздействием, их следы накапливаются», — рассказал специалист.
При этом эксперт подчеркнул, что проблема транспортных стрессов не ограничивается стоянием в пробках. «Частью стрессов повседневной жизни для жителей большого города являются транспортные стрессы. Это не только стояние в пробках, это и стрессы водителей, следствие конфликтных ситуаций на дорогах, это стрессы пассажиров, особенно в общественном транспорте», — рассказал «Газете.Ru» психотерапевт.
«К транспортному стрессу относится сама необходимость ежедневно преодолевать по несколько десятков километров, что не является для мозга человека природным раздражителем», — отметил специалист.
Кроме того, психотерапевт подчеркнул, что ритм и темп жизни в мегаполисе в целом является стрессом. «Большую часть людей нервирует не только то, что они стоят в пробке, а что они опаздывают. У них накапливаются различные незавершенные обязательства», — добавил Сандомирский.
Источник: gazeta.ru