Финские власти твердо решили лишить родительских прав россиянку Ингу Рантала и ее мужа финна Вели-Пекки. Это стало очевидно во вторник, когда супруги явились в органы опеки, представители которых уже месяц как забрали из семьи семилетнего Роберта. Все идет к тому, что мальчик, имеющий, кстати, двойное — российское и финское — гражданство, будет отдан приемным родителям.
Во вторник супруги Рантала были приглашены в органы опеки города Турку, где им были официально переданы документы о том, что их семилетний сын Роберт останется в приюте и в семью пока не вернется. Там же им сообщили, что принято решение о направлении в суд ходатайства о лишении Инги и Вели-Пекки родительских прав. И если суд согласится с мнением органов опеки, то мальчик будет передан в приемную семью.
Финн будет искать убежища в России
Как рассказала GZT.RU Инга Рантала, никаких объяснений, почему и ее мужа хотят лишить прав на ребенка, никто не дал. По ее словам, сразу после этого Вели-Пекки заявил о намерении отказаться от финского гражданства и попросить политическое убежище в России.
Вместе с тем, супругам Рантала предоставили возможность встречаться с сыном. Однако оба родителя одновременно приходить на свидание не могут. Так, Инга может видеть сына два раза в неделю по два часа и только в первой половине дня.
«При этом мне объяснили, что говорить с Робертом я могу только на финском языке»,— сказала Инга. Причем встречи должны проходить в присутствии соцработников. «Позавчера я уже встречалась с сыном, он, конечно же, хочет домой к папе и маме. Все время нашей встречи в комнате присутствовали четыре соцработника»,— рассказала Инга.
Муж Инги Вели-Пекка Рантала вместе с женой добивается возврата сына
Отцу для встреч с сыном отвели вечернее время и тоже два раза в неделю по два часа. Разрешили также навещать Роберта финским родственникам Вели-Пекки Рантала (бабушке, дедушке, дяде, тете), а также русской бабушке.
Общение через переводчика
Но посещения родственников должны обговариваться отдельно и сроки будут определять уже органы опеки. Кстати, есть еще одно непременное условие — общаться с ребенком можно только на финском языке. Так что мать Инги сможет говорить с внуком только через переводчика.
«Сыну разрешили заниматься русским языком, для чего в приют будет приходить его учительница,— сообщила Инга Рантала.— Но все, что она будет говорить по-русски, должно переводиться на финский, чтоб понимали соцработники, под присмотром которых буду проходить занятия».
Между тем, неделю назад против Ингы Ранталы возбудили уголовное дело.
Об этом она узнала из письма, которое пришло к ней из соцслужб города Турку. Основанием для возбуждения уголовного дела стали показания школьной учительницы Роберта: в начале февраля мальчик якобы рассказал ей, что мама подняла на него руку. Кроме того, по ее словам, Роберт говорил в школе, что мать собирается увезти его в Россию.
Учительница сразу обратилась в социальную службу, а дальше события развивались молниеносно. 4 февраля мальчика забрали из дома и поместили в приют до окончания расследования — сначала на 30 дней, потом срок продлили до трех месяцев. С ним беседовали социальные работники и полицейские, пытаясь выяснить, била ли его мама на самом деле. Роберт давал путаные показания и просился домой.
Надо отметить, что Инга Рантала не может добиться от властей внятного ответа, действительно ли в отношении нее возбуждено уголовное дело. «Я ходила в полицию, но там мне сказали, что у них никаких претензий ко мне нет,— рассказала Инга.— Я готова сесть в тюрьму, лишь бы Роберта отпустили домой и он мог бы жить нормальной жизнью и ходить в школу».
Нехорошие новости
«У нас не очень хорошие новости»,— мрачно сказал корреспонденту GZT.RU официальный представитель Ингы Йохан Бекман. По его словам, обращение органов опеки в суд означает, что все время до судебного решения Роберт останется в приюте. А рассмотрение дела может начаться только через полгода.
Йохан Бекман опасается, как бы Ингу Ранталы не постигла судьба россиянки Марии Линд. В апреле 2009 г. в Хельсинки социальные службы забрали у нее 7-летнего сына. Как и в случае с Ингой, сделали это после того, как мальчик сказал учительнице, что его папа, тоже русский, ударил его.
Против отца возбудили уголовное дело, и в итоге его приговорили к штрафу, несмотря на то, что сам ребенок утверждал, что папа его не бил. А в январе этого года суд постановил лишить супругов Линд родительских прав. Марии, чтобы оставить детей при себе, пришлось развестись с мужем и жить отдельно. «Власти просто разрушили их семью, так же, как разрушают сейчас семью Рантала»,— считает Йохан Бекман.
Тем временем, к проблеме Ингы Ранталы подключились представители общественной палаты (ОП) России. По словам члена ОП адвоката Анатолия Кучерены, он намерен запросить документы по ее делу, чтобы понять, какая помощь ей необходима. «Это уже не единичный случай в Финляндии, и не хочется думать, что есть предвзятое отношение к гражданам России, но в этой ситуации надо разбираться»,— сказал GZT.RU Анатолий Кучерена.
«Дело Салонен»
Это уже не первый случай, когда финские власти запрещают гражданке России видеться со своим ребенком. Семейный конфликт между Риммой Салонен и Пааво Салоненом, которые не смогли поделить сына, вызвал общественный резонанс.
В 2008 г. Римма после развода с Пааво Салоненом вывезла их общего ребенка в Россию без его разрешения. Они поселились в Нижегородской области, где финн их выследил и 12 апреля 2009 г. вместе с сообщниками похитил ребенка, а затем в багажнике дипломатической машины сотрудника генерального консульства Финляндии в Петербурге Симо Пиетиляйнена тайно вывез на родину. В ответ на эти действия в России на Пааво было заведено уголовное дело.
Через несколько дней после того как Пааво вернулся с Антоном в Финляндию, финский суд по заявлению мужчины возбудил уголовное дело против Риммы, лишив ее родительских прав. Конфликт между бывшими супругами до сих пор не урегулирован.
Источник: gzt.ru