Российский ядерный концерн «Росатом» вытесняет своих американских конкурентов с Украины
Атомный регулятор Украины запретил национальному энергетическому концерну «Энергоатом» использовать и ввозить свежее ядерное топливо американской компании Westinghouse на территории этой страны.
«Сегодня действует мой запрет на использование и ввоз свежего топлива Westinghouse на территорию Украины. Ни на пятый энергоблок Запорожской АЭС, ни на второй энергоблок Южно-Украинской АЭС, никуда в этом году свежее топливо ТВС-W загружаться не будет», – заявил в интервью РИА «Новости» заместитель главы государственной инспекции ядерного регулирования Украины, главный инспектор по ядерной и радиационной безопасности страны Михаил Гашев.
Поставки топлива в виде топливовыделяющих сборок (ТВС) на атомные электростанции является очень значимым видом бизнеса для мировых ядерных концернов – российского «Росатома», американской Westinghouse, французской Areva, пула корейских и японских компаний. При этом, как правило, кто строит эти станции, тот потом и зарабатывает на поставках для них ядерного топлива (тем более что конструкции реакторов у разных производителей отличаются и для российских реакторов типа ВВЭР, например, ТВС имеют шестигранную форму, а ТВС для реакторов типа PWR, которые делают Areva и Westinghouse, – четырехугольные). Но соотношение экономических сил в мире последние 20 лет сильно меняется. Поэтому Westinghouse, например, в начале нынешнего века начала поставки своих ТВС на АЭС «Темелин», построенную в Чехии по советскому проекту (конструкция американских топливных сборок, естественно, при этом была адаптирована под реакторы ВВЭР-1000, которые стоят на этой станции). Однако первый блин оказался комом, и в 2007 году чехи вернулись к российскому «Росатому». Но американцы не успокоились и годом позже нашли «слабое место» на Украине, заключив с украинским «Энергоатомом» договор на поставки в 2011-2015 годах ядерного топлива Westinghouse для трех блоков Южно-Украинской АЭС (УЮАЭС) с перспективой снабжения своим топливом еще шести блоков других АЭС Украины, в том числе Запорожской АЭС. В прошлом году, например, «Энергоатом» для своих 15 энергоблоков, оснащенных реакторами типа ВВЭР общей мощностью почти 14 ГВт, по данным Государственной службы статистики, купил ядерного топлива на сумму 597 млн долларов – на 451 млн долларов у «Росатома» и на 146 млн долларов у Westinghouse.
До июня этого года на втором и третьем энергоблоке ЮУАЭС в опытно-промышленном режиме эксплуатировалось 126 сборок производства Westinghouse, загруженных в реакторы этих блоков в 2010-2011 годах. Плюс весной этого года «Энергоатом» купил у американцев еще 42 сборки (каждая – стоимостью свыше 1 млн долларов) для дополнительной загрузки во второй блок станции. Однако, когда на этих двух энергоблоках начался планово-предупредительный ремонт, сопровождающийся перезагрузкой топлива, у части американских ТВС, загруженных в украинские реакторы российского производства еще в 2010 году, обнаружились повреждения.
Официальные представители американской ядерной корпорации тут же заявили, что они не имеют никакого отношения к этим повреждениям, поскольку, на их взгляд, они были нанесены топливным сборкам в момент их загрузки в реактор украинскими специалистами. Украинцы же, полностью выгрузив американское топливо из двух реакторов Южно-Украинской АЭС, пришли к выводу, что повреждения ТВС (американские сборки, адаптированные под советско-российские реакторы ВВЭР, называются ТВС-W) вызваны особенностями их конструкции. «Согласно выводам первого этапа экспертизы (окончательный отчет регулятору будет представлен 17 сентября. – "Эксперт Online"), все то, что случилось на втором и третьем блоках ЮУАЭС, связано с конструктивными недоработками. Это признали все эксперты, принимавшие участие в работе комиссии, в том числе, хотя и со второго раза, и представители Westinghouse. Среди основных недоработок кассеты в отчете выделены: ненадежность дистанционирующих решеток, неудачная конструкция хвостовиков и, наконец, неудачная конструкция пружинного блока головки сборки», – подчеркнул Михаил Гашев.
Сейчас «Энергоатом» часть ТВС-W, которые были признаны неповрежденными, загружает обратно в реакторы ЮУАЭС – 27 во второй блок станции и 66 в третий. Недостающее количество сборок в каждом реакторе при этом компенсируется за счет топлива российского производства. Во второй блок, например, загружено 58 свежих российских топливных кассет. Естественно, подсчитываются и убытки, связанные с этой ситуацией. По предварительным подсчетам, из-за вынужденного простоя двух блоков Южно-Украинской АЭС «Энергоатом» недополучил около 600 млн гривен (75 млн долларов) при нынешнем тарифе компании. Плюс непосредственно топливная составляющая, которая, по самым грубым оценкам, составляет около 100 млн долларов без учета затрат «Энергоатома» на решение проблемы с облученным и свежим топливом ТВС-W, а также необходимостью замещения этого топлива российским.
Естественно, эта ситуация порождает в украинском обществе вопросы о том, что идея диверсификации поставок ядерного топлива на атомные станции этой страны в теории, может быть, и хороша, но обходится слишком дорого. Тем более что к 2015 году в Кировоградской области Украины российским «Росатомом» должен быть построен завод по производству ядерного топлива, который удовлетворит потребности в нем этой страны даже с учетом достройки Хмельницкой АЭС (ее Украина строит тоже с помощью России). «Нужно не расторгнуть, а существенно пересмотреть этот контракт – подумать: нужен ли он вообще, а если нужен, то в каком объеме. Может быть, достаточно опять пойти на опытную эксплуатацию шести доработанных сборок, как это было в самом начале пути. Однако, учитывая, что в 2015 году у нас будет свое нормальное топливо, может стоит подумать о том, что не следовало бы платить сотни миллионов евро при том, что никто не застрахован от повторения ситуации, которую мы сейчас обсуждаем. Если мы в третий раз наступим на эти грабли после Чехии и ЮУАЭС, то это уже будет расцениваться как прямая экономическая диверсия», – отозвался о дальнейших перспективах контракта на поставку топлива на украинские АЭС корпорацией Westinghouse главный инспектор по ядерной и радиационной безопасности Украины Михаил Гашев.
Даже если Westinghouse сейчас будет дорабатывать конструкцию топливных сборок ТВС-W для применения их на украинских атомных станциях, на получение новой лицензии от украинских властей на их полноценное использование уйдет лет пять. Поэтому перспективы полного вытеснения «Росатомом» своего топливного конкурента с территории Украины выглядят обнадеживающими (если, конечно, в стране за это время не произойдет очередная «оранжевая революция»). При этом российский ядерный концерн недавно сам шагнул на традиционную топливную поляну европейского и американского ядерных концернов, намереваясь в 2014 году начать поставки своего ядерного топлива на шведскую атомную станцию «Ринхальс-3».
Источник: ЭКСПЕРТ