Спрос на российскую нефть марки Urals растет. Причина тому – вступившее в силу 1 июля эмбарго Евросоюза на иранскую нефть. Европейские компании теперь вместо иранской нефти покупают российскую: основными импортерами Urals уже стали итальянская компания Eni и турецкая Tupras, которые более других зависели от иранской нефти, пишет Financial Times. Начало конца для экспорта нефти из Ирана наступило еще в начале года, когда обсуждение американских и европейских санкций только начиналось: тогда, не дожидаясь официальных ограничений, французская Total и испанская Repsol разорвали отношения с Ираном и переключились на импорт российской нефти. Рост спроса спровоцировал и рост цен на Urals.
В марте Международное энергетическое агентство отмечало, что добыча нефти в Иране достигла 10-летнего минимума (3,38 млн баррелей в день) из-за введенных санкций США. 1 июля ситуация для Ирана еще ухудшилась: санкции Евросоюза привели к падению добычи нефти в стране до 20-летнего минимума. В июне добыча нефти в Иране упала до 3,2 млн баррелей в день – самый низкий уровень с 1992 года. «Потеря иранской нефти в очередной раз создает напряженные условия на рынке, несмотря на то, что Саудовская Аравия старается держать объемы своей добычи на рекордных максимумах», – отмечает стратег и директор отдела биржевых продуктов Saxo Bank Оле Слот Хэнсен. Напряженности, по его словам, добавляет и Ливия, которая сократила объемы добычи на 300 баррелей в день, в основном, из-за политических акций протеста в преддверии национальных выборов.
«Потерянные» для мирового рынка баррели могут быть восполнены нефтью из Ирака и Саудовской Аравии, однако специалисты отмечают, что российская Urals схожа по качеству с иранской нефтью, к тому же широко представлена на спотовом рынке, что делает ее идеальной заменой. «Urals – наиболее географически близкий и, в ценовом отношении, дешевый вариант, – подтверждает финансовый консультант Saxo Bank Кирилл Самышкин. – Поэтому рост спроса на Urals – закономерное следствие эмбарго на иранскую нефть». «Думаю, что на нашу нефть выбор упал, потому что это самый простой и быстрый способ увеличить закупки, – говорит аналитик нефтегазового сектора «Райффайзен Банка» Андрей Полищук. – Поставки «по трубе» оперативны, а значит, можно быстро восстановить импорт за счет российской нефти».
На доходах российских нефтяных компаний, на росте доходной части бюджета страны и в общем на российском рынке такая динамика, безусловно, отразится положительно. Однако кардинальных изменений ожидать не следует, уверен Кирилл Самышкин, так как рост спроса на Urals уже заложен рынком в оценку компаний и активов. «Нефтяные компании, конечно, выигрывают из-за санкций ЕС на иранское сырье, – согласен Андрей Полищук. – Хотя, думаю, что ждать особого роста объемов не стоит: наши компании практически не имеют возможности наращивать экспорт нефти. А вот цена будет увеличиваться, причем, именно на наш Urals вне зависимости от цены на Brent».
Источник: slon.ru