Новости

10 июня 2022 года по первому автомобильному мосту между Россией и Китаем, построенному через реку Амур, открылось грузовое движение. Транспортный переход соединил города Благовещенск (Амурская область) и Хэйхэ (китайская провинция Хэйлунцзян). Через пункт пропуска "Кани-Курган - Хэйхэ" в КНР отправились восемь российских тягачей автопарка "Газпром гелий сервис", использующих экологически чистое топливо (сжиженный природный газ). С китайской стороны также въехали грузовики, везущие автомобильные шины и комплектующие для электрооборудования. ТАСС подготовил материал о строительстве трансграничного моста.

История проекта

Возможность строительства первого автомобильного моста между СССР и Китаем обсуждалась еще в 1960-х годах. Однако эта идея не была поддержана советским партийным руководством. Так, первый секретарь Амурского обкома КПСС Степан Авраменко считал, что мост между двумя государствами будет "угрожать безопасности страны".

В 1988 году Амурский облисполком направил руководству Хэйхэ и провинции Хэйлунцзян предложение о совместном строительстве мостового перехода через пограничную реку Амур. Стороны договорились об обращении к правительствам своих стран с просьбой одобрить проект моста. Однако из-за сложного экономического положения в СССР в период перестройки эта идея так и не была реализована. В 1990-х годах руководство Амурской области выдвинуло новое предложение: построить из России в Китай через Амур канатную дорогу для развития туризма и понтонный мост для доставки тяжелых грузов. Тогда же был создан чековый инвестиционный фонд "Амур - Зея", на акции которого обменивались ваучеры. Данная идея также не имела продолжения.

26 июня 1995 года в Москве председатель правительства РФ Виктор Черномырдин и премьер Госсовета КНР Ли Пэн подписали межправительственное соглашение о совместном строительстве моста через Амур. Дважды - в 1996 и 2005 годах - КНР и РФ начинали разрабатывать технико-экономическое обоснование будущего сооружения. В начале 2000-х годах была образована компания "Мост", которая провела инженерно-строительные изыскания и разработала проекты мостового перехода и автодороги. Строительство тогда оценивалось в $140 млн. Проект не был реализован. 

В 2012 году губернатор Амурской области Олег Кожемяко (ныне глава Приморского края) вновь поднял тему строительства моста и канатной дороги через Амур. 22 октября 2013 года во время визита в Китай премьер-министра РФ Дмитрия Медведева между двумя странами был подписан протокол о необходимости возведения мостового перехода. Через два года, 3 сентября 2015 года, в ходе государственного визита президента РФ Владимира Путина в Пекин министры транспорта России и Китая Максим Соколов и Ян Чуаньтан подписали межправительственное соглашение о строительстве канатной дороги между городами Благовещенск и Хэйхэм и протокол о внесении изменений в двусторонний документ о сооружении моста через Амур.

Подготовка строительства

С российской стороны учредителем проекта строительства международного моста выступила компания "Мост" (100% ее акций принадлежали правительству Амурской области), с китайской - Хэйлунцянская компания с ограниченной ответственностью по развитию и строительству моста через Амур (учредитель - правительство провинции Хэйлунцзян). В марте 2016 года была зарегистрирована российско-китайская компания-концессионер "Амур (Хэйлунцзян)". Концессионный договор о строительстве подписали 15 июня 2016 года в Харбине.

Стоимость всех работ была оценена в 20 млрд рублей, две трети этой суммы приходились на российскую сторону. При этом бюджетные средства в строительстве моста не использовались. Выбранный сторонами механизм государственно-частного партнерства предусматривал, что концессионер возводит объект за свой счет, а затем возмещает затраты, взимая плату за проезд. Окупить строительство планируется за 16 лет эксплуатации сооружения.

Для проведения работ по возведению моста была создана совместная российско-китайская компания. Средства на строительство она взяла в кредит на 19 лет под ставку 4,9% годовых в китайском банке. При этом кредит был взят в юанях, но договоры с российскими подрядчиками заключены в рублях, чтобы они не несли риски по изменению курсов национальных валют. По завершении всех работ российская часть моста стала собственностью Амурской области, китайская - собственностью провинции Хэйлунцзян.

Ход строительства

Строительство моста началось 24 декабря 2016 года. Каждая из сторон - российская и китайская - отвечала за постройку половины конструкции основного транспортного перехода - по 540 м. Российскую часть возводила компания "Мост", за дорожную составляющую отвечало АО "Асфальт". При возведении российской части моста использовались элементы отечественного производства. Строительство велось в круглосуточном режиме, части моста возводились одновременно с обоих берегов. Ход строительства с двух сторон не совпадал из-за различий в методике и сроках выполнения работ, однако велся в едином графике. Так, 22 августа 2018 года китайские строители возвели все опоры на своей стороне, российские строители на тот момент возводили две из пяти опор и готовили пролетное строение. Монтаж вант на российской части моста начался 26 октября 2018 года, всего были смонтированы 48 вант. В работах с российской стороны было задействовано 960 человек.

Торжественная стыковка двух частей моста состоялась 31 мая 2019 года. В церемонии с российской стороны участвовали вице-премьер, полномочный представитель президента в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев и глава Минвостокразвития РФ Александр Козлов. 19 июня 2019 года завершился монтаж вант на российской стороне, спустя десять дней аналогичные работы завершили китайские строители. Затем пролетное строение опустили на постоянные опорные части и началось армирование плиты проезжей части для последующего бетонирования. 

Строительство моста завершилось в декабре 2019 года. В мае 2020 года Минстрой РФ выдал официальное разрешение на ввод его в эксплуатацию. Однако открытие движения по мосту было отложено из-за ограничений, введенных в связи с новой коронавирусной инфекцией.

Характеристики

Длина основного моста составляет 1 тыс. 80 м, ширина - 14,5 м. Вантовая система состоит из шести пар пилонов, соединенных с пролетным строением стальными тросами (вантами). Каждая ванта включает в себя 37-67 отдельных прядей (стрендов). На пролетном строении проходит двухполосная автомобильная дорога. Общая протяженность мостового перехода составляет 20 км: 6,5 км дороги в Китае и 13,5 км подъездных путей на территории РФ. Основной мост на российской стороне начинается на острове, куда ведет еще один 278-метровый мост через протоку Каникурганскую. На конкурсе по застройке предмостовой зоны с российской стороны в 2019 году победила группа компаний "Регион".

При полной загрузке ежедневно по мосту смогут проезжать 630 грузовых автомобилей, 164 автобуса и 68 легковых автомобилей. Предположительно, ежегодный поток пассажиров составит более 2 млн человек, грузов - порядка 4 млн тонн.

По словам губернатора Амурской области Василия Орлова, средняя стоимость проезда одного автомобиля составит 8,7 тыс. рублей. После того как объект себя окупит, тариф снизится.

Введение моста в эксплуатацию позволит увеличить товарооборот РФ с КНР до 1 млн тонн грузов в год. Кроме того, транспортный переход позволит обеспечить необходимой инфраструктурой территорию опережающего развития "Приамурская", поможет сократить транспортные расходы для бизнеса, будет способствовать развитию инвестиционных проектов и др.

Автомобильный мост межу Благовещенском и Хэйхэ стал вторым трансграничным транспортным переходом на Дальнем Востоке. Строительство первого железнодорожного моста через Амур, соединившего село Нижнеленинское (Еврейская АО, РФ) и город Тунцзян (провинция Хэйлунцзян, КНР), было завершено 27 апреля 2022 года, регулярное движение поездов планируют начать в августе 2022 года.

Источник: tass.ru

Поделитесь материалом в социальных сетях.

 

 

Обеспечение проекта

Потребность: 55 000 руб./мес.
Собрано на 09.08: 6 862 руб.
Поддержали проект: 21 чел.

посмотреть историю
помочь проекту

Читайте также