("Foreign Policy Association", США)
Миа Беннет (Mia Bennett)
В этом месяце бывший премьер-министр Франции Мишель Рокар (Michel Rocard), занимающий сейчас пост французского представителя по делам Арктики и Антарктики, побывал в Арктике на борту канадского ледокола «Амундсен». Рокар не очень-то высоко отозвался о возможностях принимающей стороны на крайнем Севере. Он заявил: «У меня такое впечатление, что Канада отказалась от борьбы за то, чтобы привлечь в ближайшие 25-30 лет большую часть грузопотоков на свой арктический путь».
Рокар добавил, что Канада слишком маленькая страна, чтобы платить за превращение Северо-Западного прохода в жизнеспособный морской маршрут. В то же время, он считает, что Россия гораздо больше готова к тому, чтобы превратить свой Северный морской путь в привлекательную альтернативу Суэцкому каналу. У России уже есть четыре атомных ледокола, и она строит еще как минимум один. Кроме того, Россия только что объявила, что создаст вдоль маршрута следования девять центров экстренного реагирования, которые будут расположены от Чукотки до Баренцева моря. Каждый центр будет стоить 18,5 миллиона долларов, и там будет спасательная, противопожарная и вертолетная техника.
Доктор наук Алексей Книжников, работающий координатором российской программы Всемирного фонда дикой природы по экологической политике нефтегазового сектора, говорит следующее:
«Без таких центров любые коммерческие операции в Арктике чреваты огромными опасностями. Эти опасности будут существенно снижены, как только Россия развернет цепочку таких центров от Чукотки до Баренцева моря. Эти центры будут обеспечивать защиту местного населения и хрупкой окружающей среды Арктики».
Есть некий парадокс в том, что эти центры должны защищать местное население и окружающую среду. Похоже, сейчас принимается не слишком-то много профилактических мер по предотвращению катастроф. Скорее, Россия размещает центры экстренного реагирования, которые будут приводиться в действие, когда на танкерах будет обнаружена утечка в воду нефти или вредных веществ. Как бы то ни было, нельзя отрицать, что эта страна вкладывает большие деньги в Север в целом, и в Северный морской путь в частности. А Канада в этом плане отстает. Россия даже строит 15 новых станций наблюдения и 30 автоматизированных постов наблюдения. Итого, в целом их будет 70 и 33, соответственно. У нее есть даже намерение разместить в космосе дополнительные спутники, чтобы следить за погодой в российской Арктике.
Однако не совсем верно то, что Канада «слишком маленькая страна», чтобы развивать инфраструктуру Северо-Западного прохода. На самом деле, если говорить об экономике, то ее ВВП чуть больше, чем у России, хотя в Канаде живет меньше народа, особенно в Арктике. Ее проблемы больше связаны с географией и с политикой. С точки зрения географии у Северо-Западного прохода есть ряд недостатков. Прежде всего, через многочисленные острова Канадского архипелага нет четко обозначенного маршрута, в то время как Северный морской путь идет в основном вдоль побережья России. Кроме того, у Канады возле Северо-Западного прохода очень мало объектов инфраструктуры. В поселки, находящиеся вдоль маршрута, такие как Кембридж Бей и Резольют, из других мест Канады можно попасть только самолетом. В то же время, для России благоприятным фактором является то, что на Северном морском пути находится незамерзающий порт Мурманск. Одновременно это крупный город с прямым железнодорожным сообщением до Санкт-Петербурга. Хотя два маршрута лежат примерно в одних и тех же широтах – чуть южнее 70 градусов северной широты – Северо-Западный проход в целом больше покрыт льдом, чем российский путь. Кроме того, в Канаде последние изменения в таянии льдов не нанесены как следует на карту в интересах судоходства. А поскольку у Канады нет ледоколов, необходимых для проводки судов через предательский проход, компании с неохотой идут на перенос своих грузоперевозок из Суэцкого канала в Северо-Западный проход, несмотря на активную деятельность сомалийских пиратов.
С точки зрения политики суверенитет Канады над Северо-Западным проходом оспаривается, и прежде всего, его оспаривают Соединенные Штаты. По поводу Северного морского пути никаких споров нет, потому что он пролегает вблизи российского побережья. Кроме того, поскольку Канада является парламентской демократией, ей нелегко просто так вкладывать деньги в этот проект, как бы ни старался Стивен Харпер. С другой стороны, российским властям в этом отношении намного проще.
Пока Рокар обвиняет Канаду в отсутствии силы воли в вопросе Арктики, Россия готовится к проводке по Северному морскому пути самого крупного за всю историю танкера. Проводка будет осуществляться двумя атомными ледоколами. «Ямал», на борту которого недавно прошла важная конференция по Арктике, и «50 лет победы» проведут по Северному морскому пути танкер класса суэцмакс «Владимир Тихонов» водоизмещением 162000 тонн. Выйдя из Норвегии в Мурманск в сопровождении «50 лет победы», этот танкер с газовым конденсатом за 8-9 дней дойдет до Новосибирских островов, где встретится с «Ямалом». Затем он продолжит плавание по Северному морскому пути с конечным пунктом в Таиланде. Канадские газеты не могут похвастать историями о проводке столь крупных судов по Северо-Западному проходу. Пока это дело отдаленного будущего.
Источник: inosmi.ru