Новости

В РФ готовят фининструменты, чтобы малому бизнесу не приходилось стартовать на потребкредиты

Власти готовят пакет инструментов поддержки для микро- и малого бизнеса, который сейчас не имеет доступа к финансированию при запуске бизнеса и вынужден на старте фондироваться в том числе с помощью дорогостоящих потребительских кредитов.

"Проблема в чем состоит: вот молодой человек решился открыть свое дело, кредит он получить не может, поскольку у него нет кредитной истории, нет не то что залогов, а вообще ничего нет, кроме фамилии и желания, а деньги он должен где-то взять. Вот он начинает эти деньги искать. Где он их ищет? У знакомых или берет потребительский кредит по грабительской, не побоюсь этого слова, ставке, который потом надо возвращать. Поэтому, первое - надо ему помочь стартануть", - сказал первый вице-премьер Андрей Белоусов на презентации стратегии Корпорации МСП на 2021-2025 годы, которая прошла на площадке ПМЭФ.

"Мы сейчас готовим специальный пакет, ориентированный на тех, кто вновь начинает свое дело. Туда входит несколько мер, включая налоговые меры, включая специальные финансовые инструменты", - сообщил он.

"Нужно помочь людям войти в малый бизнес. Взять на себя риск стать предпринимателем - довольно сложно", - отметил Белоусов.

Кроме того, по его словам, необходимо решить проблему избыточной отчетности для микро- и малого бизнеса.

"Мы создали институт самозанятых, у нас их сейчас 2,3 млн человек. Самозанятый отличается от предпринимателя тем, что не имеет ни одного наемного работника. Благодаря этому была создана очень классная система без отчетности. То есть ему просто налоговая сама начисляет налоги, дает ему цифру, он ее подтверждает, платит, и все отлично. А когда он получает одного наемного работника, он тут же получает до 17 форм отчетностей. Какой нормальный человек это выдержит?" - задался вопросом Белоусов. У властей есть "способы и размышления", как эту проблему решить, добавил он.

"Созревшие" МСП сталкиваются с другими проблемами - масштабирование бизнеса выводит их из комфортного налогового режима. "У нас самая главная форма - это упрощенная система налогообложения (УСН), когда предприниматель платит либо процент с оборота, либо процент от разницы между доходами и расходами. Но границы, планки, установленные для возможности использования УСН по объему выручки, по численности кратно меньше, чем те же самые границы, которые установлены для малого бизнеса. Это означает, что компания развивается, доходит до этой границы, а эта граница по численности, например 100 или 130 человек, для малого бизнеса - 250, в два раза больше по закону. И вот ему надо нанять еще 10 человек, и он тут же "вываливается" в общий налоговый режим, теряет право на УСН, а это уплата НДС, налога на прибыль и опять все пошло-поехало", - сказал Белоусов.

Источник: interfax.ru

Большинство россиян высказались за усиление регулирования бизнеса

За ужесточение государственного контроля за бизнесом выступают 52% россиян, и лишь четверть считают, что его нужно ослабить, следует из данных социологического опроса, проведенного фондом «Общественное мнение» по заказу PwC. Для исследования PwC «Российский бизнес глазами самих россиян» (есть у РБК) был опрошен 2021 человек по телефону в апреле.

Вопрос был сформулирован так: «Как вы считаете, сейчас в нашей стране государство должно усилить регулирование бизнеса или ослабить его?» Среди владельцев собственного бизнеса большинство высказались за ослабление регулирования — 42 против 34% у сторонников усиления контроля.

Авторы исследования предполагают, что такой результат может быть связан с определенным недоверием к крупному бизнесу и стремлением россиян облегчить жизнь малым предпринимателям. 89% опрошенных уверены, что малому бизнесу необходима дополнительная поддержка государства.

При этом 76% россиян «скорее хорошо» относятся к отечественным бизнесменам («скорее плохо» — лишь 10%), следует из опроса. «Наконец сломано выстроенное более чем за 70 лет советской власти абсолютно негативное восприятие любой коммерческой инициативы. Это замечательно», — оптимистичен уполномоченный при президенте по защите прав предпринимателей Борис Титов.

Президент Владимир Путин говорил, что у него есть основания воспринимать бизнесменов как «жуликов по определению». Премьер-министр Михаил Мишустин в мае обвинил часть производителей и торговых сетей в «жадности», которая стала, по его мнению, одной из причин ускорения роста цен на продукты питания.

За усиление государственного надзора за экономикой россияне выступали и ранее, подтверждает исследование 2017 года Московского центра Карнеги. Тогда среди опрошенных 74% заявили, что было бы лучше, если бы государство активно вмешивалось в экономику, регулировало цены и перераспределяло ресурсы.

Не совсем ясно, что в опросе имеется в виду под «усилением регулирования» бизнеса, размышляет Борис Титов. «Думаю, вряд ли отвечающие хотели сказать, что к предпринимателям надо чаще ходить с проверками. Доказательство простое: из того же опроса следует, что 45% людей считают условия для ведения бизнеса в своем городе или селе неблагоприятными. И лишь 39% верят, что у бизнеса все хорошо», — сказал РБК бизнес-омбудсмен. Также, согласно исследованию PwC, 44% россиян считают, что условия для ведения бизнеса в стране в последние годы ухудшаются (37% сказали, что улучшаются). «Регулирование можно понимать еще и как целенаправленную поддержку. И в этом смысле я и сам скажу «да», — добавил Титов.

Доцент департамента политики и управления НИУ ВШЭ Даниил Цыганков подтверждает, что респонденты могут понимать под госрегулированием‎ контроль цен, а совсем не регуляторную политику в современном понимании. По его словам, большинство опрошенных просто не осознают, что желаемые регуляторные ужесточения вскоре будут переложены на них самих: «Ведь бизнес — если не удастся разрулить на месте с проверяющими — будет компенсировать новые затраты на исполнение обязательных регуляторных требований за счет уменьшения фонда оплаты труда и «нахлобучивания» потребителей».

Регуляторные издержки ведения бизнеса в России так и не удалось решающим образом снизить, считает Цыганков. Проблема и в том, что «бизнес-ассоциации редко формулируют доказательные, основанные на расчетах возражения возрастающему регуляторному бремени, а бесконечные жалобы об избыточной нагрузке уже не производят должного впечатления на правительство»‎, говорит он. Действовавший в пандемию мораторий на проверки наглядно показал, что контрольные мероприятия в прежнем количестве абсолютно не нужны, они лишь ложатся на бизнес дополнительным бременем, подчеркивает Борис Титов.

Правительство России с 2019 года проводит «регуляторную гильотину» — ликвидацию избыточных требований для бизнеса. Реформа призвана обеспечить дерегулирование и улучшение делового и инвестиционного климата, заявляли РБК в правительстве осенью 2020 года. Однако оперативных данных от властей о реальной работе «гильотины» недостаточно, поэтому информация об успехах и провалах дерегулирования почти не выходит за пределы экспертных кругов, указывает Цыганков.

Отношение к росту налогов

За сокращение налогов с бизнеса высказался 41% опрошенных в исследовании PwC, 33% предлагают оставить налоги на текущем уровне и лишь 11% — повысить налоги. По итогам опроса PwC, самыми значительными проблемами бизнеса россияне считают высокие налоги, бюрократию, неправильную политику властей, коррупцию, последствия эпидемии коронавируса, монополизм крупного бизнеса, частые изменения в законодательстве, низкий уровень жизни в стране.

По данным Федеральной налоговой службы (ФНС), совокупная налоговая нагрузка на российские предприятия (отношение суммы налогов и сборов к обороту организаций) составила в 2020 году 10% (против 11,2% по итогам 2019 года). Фискальная нагрузка по страховым взносам дополнительно оценивается ФНС как 3,5%.

По оценке Минфина, налоговая нагрузка на экономику (рассчитываемая как сумма всех поступлений налогов и обязательных неналоговых платежей в бюджет в процентах от ВВП) составила 32,64% за 2019 год. Международный валютный фонд оценил налоговую нагрузку в России за 2019 год в 34,91%.

Источник: rbc.ru

Поделитесь материалом в социальных сетях.

 

 

Обеспечение проекта

Потребность: 55 000 руб./мес.
Собрано на 24.04: 7 202 руб.
Поддержали проект: 17 чел.

посмотреть историю
помочь проекту

Читайте также