12 апреля в Киев едет Владимир Путин. Накануне он дал понять, что если Украина не вступит в Таможенный союз, его участники запретят ввоз украинских товаров. Но Украина не вступит с Москвой ни в один общий клуб – отползая подальше от России, она надеется уцелеть в грядущих катаклизмах.
Уже сейчас ясно, что разговор в Киеве будет напоминать беседу слепого с глухим. Российские СМИ называют главной темой визита попытку склонить Киев к отказу от Зоны свободной торговли с ЕС и вступление Украины в ТС. А украинские чиновники и эксперты считают тему геоэкономического выбора закрытой и говорят исключительно о снижении цены на газ. Это подтвердил премьер Украины Николай Азаров на заседании Кабмина. А президент Янукович дал поручение вице-премьерам Андрею Клюеву и Юрию Бойко подготовить «аргументы» для пересмотра цены. Но почему, собственно, Россия должна ее снижать?
Директор Института стран СНГ в Киеве Владимир Корнилов напоминает, что Россия уже сделала Украине скидку на газ в ходе Харьковских соглашений. А они предполагали не только продление базирования ЧФ, но и пересмотр правил базирования и перемещения объектов флота, его переоснащение. Речь шла также о создании СП в судостроении, СП на базе «Газпрома» и «Нефтегаза». Ничего этого не было сделано. В Раде для отвода глаз пылится проект закона о трубопроводном транспорте, который бы позволил передавать украинскую трубу в аренду и совместное управление. Но о нем, как и русском языке, забыли сразу после выборов.
При этом президент Украины и его подопечные продолжают повторять, что Украина как никогда близка к подписанию соглашения о зоне свободной торговли с ЕС и политической ассоциации. А это исключает даже теоретическую возможность присоединения к ТС. «Ведь Украина является членом ВТО, а Россия и члены ТС нет, — напоминает экономист и депутат Партии регионов Алексей Плотников. — Сроки подписания соглашений по ЗСТ и ассоциации уже намечены».
Таможенная блокада со стороны РФ, Белоруссии и Казахстана не пугает Киев. Да, 60% украинского экспорта в Россию – это продукция машиностроения, украинский метал, трубы и комплектующие, в основном «Мотор Сич», говорит Плотников. Потом идут продукция сельского хозяйства и легкой промышленности. Но экспорт в страны СНГ – это всего лишь 25%, а не 35%, как с ЕС.
Экономист уверен, что к торговым войнам с РФ экономика Украины выработала иммунитет при Ющенко, когда Москва вводила квоты на украинские трубы, запрещала ввоз мяса, молока и конфет. А теперь, в условиях продовольственного кризиса, Украина сможет поставлять тоже зерно на рынки Азии. «Потери для Украины будут исчисляться не десятками миллиардов, а максимум 4-5 миллиардами в год», — говорит он.
Правда, признает депутат, в ответ Россия сможет еще больше увеличить цену на газ. Предпосылки для этого есть: нефть дорожает. А дорогой газ в итоге снизит конкурентоспособность все тех же труб и зерна. И что же тогда?
Тогда Янукович может поставить вопрос о денонсации Харьковских соглашений, прогнозирует экономист Олег Соскин. «У его команды просто нет другого выхода. За газ платить не чем, трубу отдавать они не хотят, а продление пребывания флота в Крыму не помогло: цена на газ все равно непосильна для экономики», — коротко обрисовал сценарий эксперт. Механизм такой – пойти в суд и поставить вопрос о денонсации и Харьковских соглашений, и газового соглашении Тимошенко-Путина.
В итоге единственное, чего может добиться Путин в Киеве – это пиар, считает замглавы Комитета Рады по иностранным делам Тарас Черновол. По его мнению, соглашения будут подписаны тактические (например — о строительстве двух энергоблоков Хмельницкой АЭС), но «большая тройка» российских телеканалов продаст этот визит как стратегическую победу.
В целом ничего нового: Украина продолжает уходить от России на Запад. Но если раньше это был просто дрейф, то теперь уже почти бегство. И на это есть веские причины, считает киевский политолог Юрий Романенко.
По его словам, впечатление о «близорукости» украинских элит ошибочно. Команда Януковича просчитывает для себя все риски. А они, так или иначе, связаны со вступлением мира в эпоху войн за ресурсы и повсеместным разрушением института государственности. Нет сомнений, что перемены камня на камне не оставят от реликтов потсдамско-ялтинского мироустройства — к которым относится и Украина в ее нынешних границах. И нет сомнений, что активной стороной любого серьезного конфликта будет Запад, консолидированный вокруг США и готовый к новому переделу мира лучше, чем все остальные страны вместе взятые.
Украинская элита зависит от Запада и не хочет оказаться в стане его врагов. Она боится выплеснуть Галицию, Закарпатье, Буковину и Бессарабию вместе с пактом Молотова-Риббентроппа, к осуждению которого сама же бездумно присоединилась. Она очень боится потерять свои счета, яхты и роскошные шелтеры на теплых морях. Российская элита в таком же положении, но у нее нет выбора: РФ будет врагом Запада независимо от своего желания – просто потому что у нее есть соблазнительные ресурсы. При этом вооруженные силы РФ крайне слабы. Ее тактическое ядерное оружие почти полностью уничтожено в ходе выполнения кабальных договоров 90-х. А применить стратегическое ЯО против стран, где учатся ее дети, «офшорная аристократия" вряд ли решится даже в самом отчаянном положении. И это важнейшая причина, по которой Киев, не называя главного мотива, так прилежно дистанцируется от любых интеграционных проектов с Москвой.
«Пусть рейтинг Януковича упадет ниже плинутса, но Таможенного союза он не допустит, — откровенничает Олег Соскин. — В противном случае на Украине будет вторая Ливия». Интересно, что после Южной Осетии нечто подобное сказал о России телеведущий Михаил Леонтьев. Отвечая на вопрос, почему РФ, против которой на стороне Грузии де-факто выступили США, продолжает держать свой Стабфонд в сомнительных американских облигациях, он предположил, что при попытке России выйти из трежериз случилось бы нечто похуже пятидневной войны.
Спасет ли Украину такое поведение от разделки на бойне? Вряд ли. Но это уже совсем другой разговор.
Анна Стешенко
Источник: rosbalt.ru