Вчера в Набережных Челнах КамАЗ и Daimler открыли совместное производство «Мерседес-Бенц Тракс Восток». Оно будет собирать 4,5 тыс. грузовиков Mercedes-Benz с расчетом через один-два года удвоить долю этой марки на российском рынке и потеснить автомобили остальных компаний «большой семерки». Общий объем инвестиций в проект составил почти 12 млн евро. Аналитики считают, что к 2012-2013 годам СП займет минимум 15% рынка иностранных грузовиков в РФ и окупит вложения за три-пять лет.
Вчера в Набережных Челнах было торжественно открыто совместное производство Daimler AG и КамАЗа «Мерседес-Бенц Тракс Восток» проектной мощностью 4,5 тыс. автомобилей в год. Daimler AG инвестировал в СП 5,9 млн евро, примерно такую же сумму вложил КамАЗ. Как рассказал на открытии генеральный директор СП Борис Биллих, в 2011 году предприятие произведет 1,1 тыс. автомобилей. Пресс-служба КамАЗа уточнила, что это будут модели Mercedes-Benz Actros, Atego и Axor, в дальнейшем предполагается сборка Mercedes-Benz Zetros и Unimog. Выход завода на проектную мощность ожидается в 2012-2013 годах.
Совместное предприятие Daimler AG и КамАЗ — ООО «Мерседес-Бенц Тракс Восток» было создано на паритетных началах. СП начало работу в начале 2010 года как генеральный импортер грузовых и специальных автомобилей Mercedes-Benz в России. В 2011 году компания намерена продать 2,5 тыс. машин, часть которых будет импортироваться из Европы. К производству автомобилей СП приступило уже в октябре прошлого года. Первой моделью стал Mercedes-Benz Actros 1841 LS, предназначенный для эксплуатации в составе автопоезда полной массой до 44 тонн.
Сроки окупаемости проекта в СП не раскрывают, ссылаясь на коммерческую тайну. Как заявил на открытии директор департамента продаж и маркетинга СП Константин Когогин, с появлением нового производства доля грузовиков Mercedes-Benz в России в сегменте «большой семерки» (в нее входят компании Scania, Volvo Trucks, MAN, Mercedes-Benz, Renault Trucks, IVECO и DAF) может вырасти с 10,2 до 22%.
Борис Биллих считает, что в ближайшие годы произойдет существенный рост российского рынка грузовиков иностранного производства. В 2011 году емкость рынка может вырасти до 15 тыс. единиц автомобилей, в то время как в 2010 она составляла 12 тыс., в а 2009 — 5 тыс. единиц. «Это достаточно большой скачок. Чтобы полностью использовать наши производственные мощности, нужно, чтобы емкость рынка была примерно 25 тыс. единиц. Когда это произойдет, я не знаю. Теоретически это может быть уже в следующем году»,— сказал господин Биллих. Он также отметил, что компания намерена участвовать в государственных программах по поддержке автопрома.
Опрошенные „Ъ“ аналитики считают, что задача достичь объемов производства «Мерседес-Бенц Тракс Восток» в 4,5 тыс. автомобилей в год — «достаточно амбициозная», но достижимая. «По нашим оценкам, рынок импортных грузовиков в данном сегменте составит 16 тыс. автомобилей в 2011 году и 24 тыс. в 2012 году, так что емкость рынка должна быть достаточной для выхода СП на запланированные объемы производства»,— сказал аналитик «ВТБ-Капитала» Владимир Беспалов. По его мнению, на полную мощность компания может выйти в 2013 году «при благоприятном развитии рынка». «Грузовой рынок в России восстанавливается медленнее, чем легковой, но потенциал роста достаточно большой. Поэтому планы СП реальны»,— отметил директор аналитического агентства «Автостат» Сергей Целиков. «Безусловно, такое количество грузовых автомобилей будет востребовано. Ведь общий объем российского рынка грузовых машин в настоящее время составляет порядка 350-370 тыс. штук, а в течение ближайших двух-трех лет может увеличиться до 460-480 тыс. К тому же у нас достаточно большую долю (примерно 30-40%) составляют старые грузовики, которые подлежат замене, и это также будет способствовать успешной реализации продукции СП»,— рассказал „Ъ“ главный эксперт УК «Финам менеджмент» Дмитрий Баранов.
Эксперты считают, что компания сможет увеличить долю присутствия автомобилей марки Mercedes-Benz в ближайшие годы минимум до 15%. Владимир Беспалов предполагает, что доля рынка СП составит 15-17% в 2012-2013 годах. «Такое увеличение доли рынка возможно, поскольку новое производство, скорее всего, сможет предложить грузовики по более привлекательной цене по сравнению с текущей стоимостью импорта, к тому же в сегменте магистральных тягачей конкуренция со стороны российских производителей относительно слаба»,— сказал он „Ъ“. Господин Баранов говорит, что МБТВ сможет увеличить долю рынка и до планируемых 22% «в течение предстоящих двух-трех лет, когда вместе с увеличением всего объема российского рынка грузовых автомобилей вырастет и доля иностранных грузовиков на нем». Возможную окупаемость проекта опрошенные „Ъ“ аналитики оценили в три-пять лет. «Однако если ситуация на рынке будет развиваться лучше, то возможно, что срок окупаемости сократится до двух-четырех лет»,— отметил Дмитрий Баранов.
Источник: kommersant.ru