Ставший уже типичным в отношении многих японцев диагноз «стресс, вызванный чрезмерной нагрузкой на рабочем месте» подчас ведет к суициду, но это первый случай, когда виновным назван работодатель.
Всем известно японское трудолюбие, подчас граничащее едва ли не с одержимостью. До сих пор в Японии во многих случаях место работы выбирают на всю жизнь, особенно когда изначально претендуют на невысокую должность, имея в запасе перспективы карьерного роста. Но у каждой медали, как известно, есть оборотная сторона – не исключение и отношение японцев к работе.
В мире за японцами просто закрепился имидж трудоголиков, доводящих себя до настоящего исступления. Несмотря на все попытки организовать психологическую помощь на местах, часто японцу попросту не с кем поговорить о своих проблемах на работе, поскольку их установки на этот счет во многом отличаются от общепринятых в западных странах. Как следствие – рекордное число самоубийств, вызванных накапливающимся стрессом.
Один из таких случаев после рассмотрения в Верховном суде Японии может иметь принципиальное значение. В 2007 году один из молодых рабочих Mazda Motor (имя его не называется) покончил с собой, не выдержав рабочей нагрузки. Его семья обвинила в произошедшем автопроизводителя. Своей вины Mazda не признала, но выплатила по решению суда предыдущей инстанции семье рабочего около 530 000 долларов США.
Окончательную точку поставил на днях Верховный суд. Он признал автопроизводителя виновным в том, что тот потворствовал совершению самоубийства 25-летним японцем, и обязал выплатить его семье еще 63 млн. иен (около 770 000 долларов).
Установлено, что руководство наложившего на себя руки рабочего неоднократно стыдило его перед коллегами за неспособность выдерживать высокие нагрузки, в том числе и во время сверхурочной работы. Дело в том, что в Японии это довольно частая и невероятно эффективная практика поднятия боевого духа работников – пристыдить их перед лицом своих же коллег. Нынешнее же судебное решение создает прецедент, который может повлечь за собой не только массу аналогичных исков, но также и изменение практики работы с персоналом, и даже смену своего рода устоев. Каковы будут последствия, покажет дальнейшее будущее.
Итсочник :news.japancar.ru