Председатель Счетной палаты Сергей Степашин пригрозил отзывать лицензии у банков, которые получили господдержку, но не снижают ставки до 8–12%. Исполнение этой угрозы не соответствует полномочиям Счетной палаты, и снижение ставок до 8% нереально, говорят эксперты.
Сегодня существуют все условия, чтобы банки перешли на кредитование реального сектора экономики с нынешних 13–20% до 8–12%, добавил он. Эти «установки» в минувшую пятницу на совещании по экономическим вопросам озвучили премьер Владимир Путин и министр финансов Алексей Кудрин. Глава правительства заявил, что необходимо продолжать работу по увеличению доступности кредитов и активности банков в этом вопросе. А глава Минфина сообщил, что государственные банки готовы к снижению кредитных ставок до 8–12% в зависимости от качества заемщика.
Но, несмотря на конкретность угрозы, никакого воздействия на снижение стоимости кредитов слова Степашина не окажут. Во-первых, решение об отзыве лицензии у того или иного банка не входит в компетенцию Счетной палаты – это прерогатива Банка России, который по российскому законодательству является независимым органом.
Непонятно, каким образом банкам можно инкриминировать «невыполнение установок». В начале кризиса госпомощь предоставлялась банкам вообще без каких-либо условий. Тогда речь шла о том, чтобы не допустить коллапса банковской системы. А в апреле премьер-министр Владимир Путин заявил, что банки, получившие госпомощь, должны кредитовать экономику на сумму не менее полученной поддержки по ставке не более ставки рефинансирования плюс 3 процентных пункта. Сейчас ставка рефинансирования находится на уровне 10%, таким образом, банки должны ссужать деньги под 13%. Но, даже если они нарушат это требование, наказать их вряд ли получится. «Это требование законодательно закреплено в условиях предоставления субординированных кредитов по новой схеме для рекапитализации банков.
Выполнение этого условия можно, конечно, проверять, но отзыв лицензии за его неисполнение в банковском законодательстве, насколько мне известно, не предусмотрен» – говорит заместитель руководителя аналитического департамента ООО «Совлинк» Ольга Беленькая.
К тому же 75% кредитов реальному сектору экономики выдавали именно госбанки – Сбербанк, ВТБ, Внешэкономбанк, Газпромбанк, Банк Москвы, Россельхозбанк. «Учитывая, что из тор-15 российских банков 10 являются государственными, трудно предположить, что лицензии будут отбирать у государственных банков», – говорит старший партнер БДО «Юникон» Антон Ефремов.
Снижение ставки рефинансирования и некоторая стабилизация в экономике приведут к уменьшению ставок по кредитам, но не до 8%, говорят эксперты. «Заимствования у ЦБ становятся дешевле для банков. Однако они составляют лишь около 7% банковских обязательств, а основная часть пассивов – клиентские средства, в том числе вклады населения, – говорит Беленькая. – Даже при снижении ставки рефинансирования ниже уровня инфляции (10–11%) сделать отрицательными реальные ставки по вкладам в условиях жесткой банковской конкуренции за ресурсы не представляется возможным».
По мнению экспертов, стоимость привлечения денег для банков вряд ли удастся существенно снизить с текущих 7–8% (у Сбербанка 5,4%). Соответственно, банки не смогут кредитовать заемщиков по ставке в 8%.
«Можно добиться точечного снижения кредитных ставок до 8–12% для отдельных заемщиков, но на доступность кредитов для экономики в целом это не повлияет, – резюмирует Беленькая. –
Даже более вероятно, что банки будут «отбивать» недополученные доходы на других, «непривилегированных» заемщиках».
Источник: gazeta.ru