Новости

Премьер-министр РФ Владимир Путин считает необходимым дополнительно изучить ситуацию с формированием цен на бензин. По мнению главы правительства, в России цены на бензин слишком высокие. Ранее в Федеральной антимонопольной службе РФ /ФАС/ заявляли, что цены на бензин как на оптовом, так и розничном рынке завышены на 15-20 проц. При этом главным механизмом в борьбе с нефтяниками, завышающими, по мнению ведомства, цены на топливо, стала разработанная ФАС и принятая правительством формула цены при продаже нефти на бирже. Она рассчитывается методом "обратного счета" с вычетом экспортных пошлин и логистики от текущих мировых цен. В ФАС рассчитывают, что именно этот механизм и постепенное развитие биржевой торговли нефтепродуктами позволит уравновесить российский рынок. Напомним также, что ФАС уже давно пытается добиться того, что нефтяники вышли с топливом на биржу. Между тем, сейчас в рамках биржевой торговли продается всего 1-2 проц нефтепродуктов, реализуемых на рынке.

Вопрос о высоких внутренних ценах на бензин был затронут в ходе встречи премьер-министра Владимира Путина со строителями дороги Хабаровск - Чита. "Мы пытаемся бороться с этим. Проверяем. По расчетам, вроде бы, все правильно. Надо, вероятно, внимательнее посмотреть эти расчеты", - заявил российский премьер.

Напомним, что борьба за снижение цен на бензин полностью возложена на ФАС. Ведомство ведет несколько крупных судебных дел против вертикально-интегрированных нефтяных компаний /ВИНК/ за монопольный сговор на рынке нефтепродуктов. Однако череда судебных разбирательств по искам ФАС в отношении крупных нефтяных компаний за необоснованное повышение цен на топливо пока не является для ВИНК серьезным аргументом в пользу того, чтобы изменить ценовую политику на внутреннем топливном рынке – штрафы на уровне 4-6 млрд руб не являются для крупных компаний критичными в финансовом плане. Даже недавние угрозы ФАС привлечь к уголовной ответственности руководство нефтяных компаний за отказ соблюдать предписания ведомства в вопросе ценообразования на топливо не возымели должного результата.

В течение последнего месяца потребительские цены на автомобильный бензин продолжали расти, правда, рост этот остается плавным и медленным. В частности, в среднем по России с 16 по 22 августа 2010 года выросли на 0,1 проц. Такие данные привела ранее Федеральная служба государственной статистики.

Напомним, что неделей ранее бензин подорожал на 0,1 проц, до этого — также на 0,1 проц.

Потребительские цены на автомобильный бензин в России в июле 2010 года повысились на 0,9 проц к предыдущему месяцу /за период с начала года – выросли на 3,3 проц/, цены производителей повысились на 0,4 проц /+20,8 проц/. Такие данные на прошлой неделе привел /Росстат/.

Цены на бензин марки А-76 /АИ-80 и т.п./ в июле по сравнению с июнем текущего года в среднем по России выросли на 0,5 проц. Бензин марки АИ-92 /АИ-93 и т.п./ подорожал на 1,1 проц. Потребительские цены на бензин марки АИ-95 и выше выросли на 1 проц. Дизельное топливо в среднем по России в июле стало дороже на 0,5 проц.

В Москве и Санкт-Петербурге потребительские цены на автомобильный бензин в среднем стали выше на 0,1 проц и 2,7 проц соответственно /в последние две неделе цены на бензин в Москве не повышались – прим ред/.

Проблема высоких потребительских цен на бензин стала, к сожалению, общим местом в разного рода дискуссиях общественно-политического характера. Между тем, "свежее" решение властей упразднить транспортный налог с последующим повышением акцизов на автомобильное топливо приведет к резкому росту цен на бензин, вопрос лишь, насколько вырастут цены на АЗС.

В середине июля министр транспорта РФ Игорь Левитин, выступая на заседании "круглого стола" по вопросам формирования Дорожного фонда, заявил, что увеличение ставки акциза на автомобильное топливо приведет к росту конечной цены продукции на 0,4-0,6 проц.

При существующей цене на горюче-смазочные материалы /ГСМ/ доля транспортной составляющей в конечной цене продукции составляет 10-15 проц. При увеличении цены на ГСМ доля транспортной составляющей составит 10,4-15,6 проц конечной цены продукции. Помимо этого, рост доли расходов на оплату услуг пассажирского транспорта в общем объеме потребительских расходов составит 0,08 проц.

Минтранс предлагает заменить транспортный налог дополнительным увеличением акцизов на автомобильный бензин и другие виды автомобильного топлива и моторные масла. Предполагается увеличить ставку в среднем размере до 3 руб за один литр. 50 проц средств, полученных от акцизов, предлагается направлять в виде субсидий субъектам РФ на развитие региональных автомобильных дорог.

"Вынося на повестку дня такой вариант, правительство хочет заранее проверить реакцию граждан на повышение цен на бензин. Напомним, что решение о резком увеличении транспортного налога в Калининграде в начале года спровоцировало массовый митинг", - отмечает эксперт департамента оценки НКГ "2К Аудит - Деловые консультации" Петр Клюев.

"Бензин подорожает однозначно за счет акцизной добавки, поскольку продавцы переложат расходы по нему на потребителей. Можно говорить о 8-9 проц повышении цен. Повышение акциза может несколько увеличить расходы организаций, активно использующих транспорт, например, в сельском хозяйстве", - считает старший аналитик ИК "Церих Кэпитал Менеджмент" Олег Душин.

А П.Клюев говорит, что увеличение акцизов приведет к удорожанию бензина на 10 проц. Государство от такого нововведения только выигрывает. Акцизы собираются всегда в полном объеме, так как они включены в стоимость топлива и взимаются автоматически.

Со своей стороны отметим, что правительство, принимая решения о повышении акцизов на бензин после отмены транспортного налога /по планам с 2011 года – прим ред/ оптимизирует поступления в бюджет, но никак не снимает проблему необоснованно высоких цен на топливо.

В апреле этого года глава ФАС Игорь Артемьев заявил, что цены на оптовом и розничном рынках на нефтепродукты завышены на 15-20 проц. "Мы можем доказать это с помощью наших аналитиков", - отметил он тогда. И.Артемьев напомнил также, что в течение последних лет служба активно пытается противостоять тенденции повышения внутренних цен на нефтепродукты вслед за мировой конъюнктурой. "При этом действует этот механизм только в одном направлении: если идет снижение на мировом рынке, то в России цены не снижаются", - пояснил он.

В ФАС рассчитывают, что именно этот механизм и постепенное развитие биржевой торговли нефтепродуктами позволит уравновесить российский рынок.

И.Артемьев также сетует на непрозрачность российских нефтяных компаний. "Существует одна большая проблема - проблема непрозрачности российских нефтяных компаний. У них не разделена добыча с переработкой, а переработка со сбытом, - говорит он. - Посредническое звено в этих условиях непрозрачности - полукриминальное. Оно играет огромную роль в поставках нефтепродуктов. И вот эта посредническая маржа на внутреннем рынке тоже большая. Компании прекрасно знают, кто эти посредники, они прекрасно понимают, что те на этом зарабатывают". По словам И.Артемьева, все это "направлено против российского потребителя". "Эту систему нужно кардинально менять в целом", - добавил он.

В июне этого года антимонопольщики пригрозили руководству нефтяных компаний "посадками", при этом в ФАС тогда заявили, что остановить их праведный порыв может только лично премьер-министр. Почему ФАС, пользующаяся терминологией самого премьера, апеллирует лично к нему, пытаясь урезонить нефтяников, а не к закону, не очень понятно, ведь в принятом осенью 2009 года втором антимонопольном пакете законов четко прописано, в каких случаях нарушителей антимонопольных правил следует привлекать к уголовной ответственности.

Однако эмоциональный порыв ФАС в Белом доме встретили вяло, если не считать последней "ремарки" В.Путина по поводу высоких цен на бензин в Хабаровске.

Между тем, ФАС косвенно признает, что борьба ведомства с нефтяниками ей дается трудно. По словам замглавы ФАС Анатолия Голомолзина, некоторые компании создали дополнительные структуры для борьбы с ФАС России. "Рынок нефтепродуктов монополизирован, – заявил он в начале лета. – На российском рынке автомобильных бензинов коллективно доминируют четыре ВИНК: "Газпром нефть", ТНК-ВР, "Роснефть", "ЛУКОЙЛ". Основные нарушения антимонопольного законодательства, с которыми мы сталкиваемся во время работы, – злоупотребление доминирующим положением, установление монопольно высоких цен, картельные сговоры".

При этом в начале июня за нефтяников вступился первый вице-премьер России Игорь Шувалов, заявив, что "нефтяные компании - это наш огромный ресурс, это толкатели экономики". "Сотрудникам Федеральной антимонопольной службы нужно бороться не с естественными монополиями и нефтяными компаниями, а с допускаемыми ими нарушениями закона", - отметил тогда И.Шувалов.

Между тем, весной этого года вице-премьер РФ Игорь Сечин заявил, что правительство готово рассмотреть предложение ФАС об ограничении доли компаний на региональных рынках нефтепродуктов 35 проц.

Кроме того, недавно в ФАС сообщили, что правительство готово проанализировать предложение ведомства о начале строительства независимых нефтеперегонных заводов /НПЗ/. Однако, по оценкам экспертов, государство вряд ли будет финансировать этот дорогостоящий проект. Следует учесть также, что крупные нефтяные компании в последние 5-7 лет начали активно заниматься модернизацией принадлежащих им НПЗ. Поэтому ввод новых мощностей на этом рынке не является эффективным. По мнению аналитиков, развитие биржевой торговли действительно позволит снизить цены в рознице. Однако цены на нефтепродукты зависят не только от доминирования крупных компаний, но и от величины налоговой нагрузки. Сегодня в цене на бензин около 43 проц стоимости составляют налоги – НДС, акцизы, НДПИ. Для создания конкурентной среды на розничном рынке необходимо создавать конкуренцию по всей производственной цепочке – добыче, переработке, сбыте, заключают эксперты. Поэтому в споре между ФАС и нефтяниками позиция правительства должна быть более конструктивной, а главное - более прозрачной.

Рискнем предположить, что в правительстве займутся обузданием цен на бензин только в том случае, если эти необоснованно высокие топливные цены будут портить инфляционную картину, а пока драйвером инфляционных ожиданий являются последствия засухи. Между тем, эксперимент с повышением акцизов на бензин, который планируется начать в 2011 году, в канун очередной политической кампании в России, скорее всего, потребуется от властей держать под контролем вопрос ценообразования на топливном рынке.

Источник: prime-tass.ru

Поделитесь материалом в социальных сетях.

 

 

Обеспечение проекта

Потребность: 55 000 руб./мес.
Собрано на 04.05: 1 222 руб.
Поддержали проект: чел.

посмотреть историю
помочь проекту

Читайте также