Новости

“The New York Times”, США - 03 августа 2010 г. 
"Hungary Lays Blame for a Fiscal Crisis on Its Central Bank"


Нелегко быть центральным банкиром в Европе - особенно во время крупнейшего экономического кризиса за поколение.

Но для Андраша Симора, главы Венгерского Центрального банка, это еще хуже, чем для большинства. Мало того, что новое правительство Виктора Орбана возложило всю вину на мистера Симора, среди прочего, и за застойную экономику Венгрии, оно сократило его зарплату на 75 процентов.

Венгерское правительство напало на него за оффшорные инвестиции на Кипре и, как говорят инсайдеры, в настоящее время может даже выдвинуть уголовное обвинение в попытке снять его с должности.

Какими могут быть эти обвинения, не ясно, и г-н Симор говорит, что нет никаких оснований для обвинений в нарушениях. В Брюсселе Европейская комиссия пытается юридически оспорить снижение зарплаты политиков на том основании, что это необоснованное вмешательство в деятельность центрального банка. Представитель правительства в Будапеште не ответил на вопросы о позиции центрального банкира.

Борьба, которую г-н Орбан затеял с главой своего центрального банка - после одержания победы на выборах в начале этого года в результате популистской кампании, которая принесла ему в парламенте подавляющее большинство - вряд ли ограничится только Венгрией. Она отражает бОльшую борьбу, которая будет идти в течение следующего года или около того, поскольку большинство европейских политиков, следуя по стопам Германии, стремятся навязать бюджетную дисциплину своим всё более непокорным гражданам.

Г-н Орбан опирается на глубокий слой социального негодования в Венгрии, где средняя заработная плата остается не намного выше той, какой она была, когда в 1989 году страна освободилась от распадающейся советской империи. Его критика в адрес иностранных банков, спекулянтов, а в последнее время Европейского Союза и Международного Валютного Фонда, нашла готовую аудиторию в стране, пережившей пять лет введенного правительством режима экономии.

И они могут послужить шаблоном для оппозиционных политиков в ряде других стран, в том числе Греции, Ирландии, Португалии и Испании.

Демонизируя г-на Симора и разрывая связи с МВФ - что правительство Орбана сделало две недели назад в споре о том, как сократить дефицит - может быть приятно толпе в Венгрии, особенно накануне местных выборов осенью этого года. Но такой подход также рискует оттолкнуть европейских союзников и иностранных инвесторов, ускоряя тот же спекулятивный набег на форинт, который привёл Венгрию на грань банкротства в 2008 году.

Действительно, так как правительство теперь, похоже, решило проводить более экспансионистскую фискальную политику, растёт вероятность, что оно не достигнет своей цели по дефициту и увеличит долг - который уже сейчас на уровне 80 процентов от валового внутреннего продукта. Это может подтолкнуть Венгрию к финансовому кризису типа греческого в начале следующего года, когда она должна выплатить почти 30 млрд. долл. - в том числе 2 млрд. евро МВФ, которые бы фонд отложил, если бы пришёл к соглашению с администрацией Орбана.

"Это очень опасное направление деятельности," - сказал Питер Рона, экономист в Будапеште, который утверждает, что без одобрения МВФ краткосрочные потребности Венгрии в финансировании и высокий уровень долга в иностранной валюте повышают риск финансового кризиса. "Несоответствие в венгерском балансе", - добавил он, - "является весьма значительным".

Г-н Орбан - первый крупный европейский лидер, который бросил вызов новым правилам сокращения бюджета и структурных реформ, которые пронеслись по Европе с начала греческого кризиса конце прошлого года. С МВФ или без него правительства в Афинах, Дублине, Лиссабоне и Мадриде приняли новаторские программы жёсткой экономии. Но, как показывает пример Венгрии, подлинным тестом будет, смогут ли правительства сохранить свою нацеленность достаточно долго, чтобы достичь целевого дефицита бюджета - 3 процента от объёма производства в стране - установленного Европой для тех, кто входит в евро-клуб.

С 2006 года Венгрия снизила свой дефицит с 9 процентов до примерно 3,8 процента от объёма производства - впечатляющее достижение политики, которое также вызвало глубокие социальные потери. Безработица составляет 11 процентов, а розничные продажи сокращаются. Добавляя к бедам Венгрии, 1,7 млн. человек в стране с населением 10 миллионов имеют иностранные кредиты, которые становится всё труднее возвращать из-за слабости форинта по отношению к евро и швейцарскому франку.

Г-н Орбан получил политическую поддержку, утверждая, что со страны хватит. Он объявил о планах отменить недавнее повышение возраста выхода на пенсию, предложил единоразовый налог на банки страны и провозгласил мини-программу стимулирования экономики, которая называется План Сечени в честь Иштвана Сечени, реформатора 19-го века, который подтолкнул тогда отсталую Венгрию на путь модернизации и роста.

Г-н Орбан говорит, что может достичь цели МВФ в 3,8 процента в этом году. Но в следующем году, когда Венгрия должна снизить дефицит ниже 3 процентов, - это другой вопрос.

"Большая проблема - это 2011 год", - сказал Кристоф B. Розенберг, который возглавлял делегацию фонда в ходе переговоров с Венгрией. "Учитывая высокий уровень задолженности в Венгрии и её уязвимость к финансовым потокам, важно, чтобы они сократили дефицит с уровня этого года."

Пока рынки были достаточно терпимы. Ставки на государственных аукционах увеличились, а форинт ослабел примерно на 4 процента, но пока не было никакой паники.

"Инвесторы считают, что Венгрия и ЕС договорятся", - сказал Питер Аттард Монтальто, аналитик фиксированного дохода в "Nomura Holdings" (японский финансовый холдинг - прим. perevodika.ru). "Но мы не считаем, что ЕС будет договариваться без присутствия МВФ".

Во многих отношениях г-н Симор, бывший глава "Deloitte & Touche" в Венгрии, является идеальным контрастом для правительства г-на Орбана и его националистического подхода.

"Я думаю, они прийдут за ним", - сказал Георги Лазар, венгерско-американский инвестор, который часто пишет по венгерским финансовым вопросам. "Это ребята из сельской местности", - сказал он о новой администрации, в отличие от "рафинированной интеллигентской чувствительности элиты Будапешта", которую представляет г-н Симор.

Согласно мнению г-на Лазара, которое разделяет лагерь Орбана, политика высоких процентных ставок г-на Симора в первую очередь виновата в нынешних экономических бедах Венгрии. "Тысячи предприятий обанкротились, целые отрасли пострадали", - сказал г-н Лазар. "Он должен был снизить процентные ставки быстрее".

Базовая ставка Центрального банка в 5,25 процента является одной из самых высоких в Европе. Но г-н Симор утверждает, что высокие ставки по-прежнему необходимы, чтобы сохранить уверенность иностранных инвесторов, от которых Венгрия со своими наказывающими долгами, так зависит.

В интервью г-н Симор не стал комментировать свои напряжённые отношения с г-ном Орбаном, с которым он ещё не встречался после смены правительства.

Но из последнего заявления валютного совета банка чётко видно его разочарование прекращением переговоров с МВФ и Европейским Союзом.

"Зонтик МВФ / ЕС имеет очень важное значение в поддержании доверия со стороны иностранных инвесторов", - сказал г-н Симор. "Отказ от этого зонтика повышает уязвимость венгерской экономики.

Источник: Переводика

Поделитесь материалом в социальных сетях.

 

 

Обеспечение проекта

Потребность: 55 000 руб./мес.
Собрано на 12.05: 7 522 руб.
Поддержали проект: чел.

посмотреть историю
помочь проекту

Читайте также