Новости

Проект Nabucco продолжает буксовать. Заявляется, что в 2013 году газопровод начнет функционировать, но прогресс наблюдается в альтернативных Nabucco проектах - "Южном потоке" и "Северном потоке". Российский премьер Владимир Путин посещает одну за другой европейские страны, через которые будет проходить "Южный поток", фиксируя достигнутые договоренности. На встрече со своим итальянским коллегой Сильвио Берлускони российский премьер сообщил, что в июне этого года будет подписано соглашение о присутствии в этом проекте французской компании "Электрисите де Франс". При этом, находясь в Австрии, он не упустил возможности "пройтись" по Nabucco: "Строить трубу без контракта бессмысленно. Назовите мне хотя бы один контракт по Nabucco…" Консорциум, в который входят австрийская OMV (которая участвует и в проекте "Южный поток"), немецкая RWE, венгерская MOL, турецкая Botas, болгарская Bulgarian Energy Holding, румынская Transgaz, планирует принять окончательное инвестиционное решение по Nabucco к концу 2010 г. после сбора заявок от потенциальных клиентов. Пока не подписано ни одного договора с поставщиками газа для этого проекта. 

Однако стремление Европейского Союза снизить газовую зависимость от России продолжает стимулировать не только европейских инвесторов, но и потенциальных поставщиков на постсоветском пространстве. Более того, для Туркменистана, которому прочат роль основного поставщика для Nabucco, этот проект – единственная альтернатива российским трубам в западном направлении.

С 13 по 15 апреля в Ашхабаде прошел 1-й Международный газовый конгресс Туркменистана. В мероприятии приняли участие представители ЕС, в частности, Гюнтер Оттингер, еврокомиссар по вопросам энергетики. Ожидалось, что по итогам мероприятия он выступит с официальным заявлением по проекту Nabucco. Однако до настоящего момента заявление так и не прозвучало.


Вместе с тем еще до газового конгресса в Ашхабаде было известно, что Европейский Банк реконструкции и развития (ЕБРР) должен выделить средства Туркменистану, которые Европа предполагала использовать в реализации данного проекта. Однако только что ЕБРР утвердил новую, не совсем комплиментарную стратегию для Туркмении.

Можно предположить, что ЕС проявляет осторожность в отношениях с Ашхабадом, затягивая переговорный процесс в надежде, что президент Бердымухамедов пойдет на дополнительные уступки в вопросах соблюдения прав человека. Хотя европейцы не могут не учитывать то обстоятельство, что какие бы обещания ни давал официальный Ашхабад - они не будут стоить ровным счетом ничего. Тем более что Бердымухамедов примерно уже представляет, как глубоко может "прогнуться" объединенная Европа в погоне за энергобезопасностью. 


С другой стороны, есть вероятность того, что ЕС оценил те политические подвижки, которые произошли на его восточных границах - уход "оранжевых" с политической сцены на Украине и приход к власти пророссийски настроенного Виктора Януковича, а также последовавшие за этим договоренности с Россией о поставках газа на Украину по сниженным ценам на достаточно длительный период.

Все это может дать определенные гарантии бесперебойных поставок российского газа в Европу. Закономерно возникает вопрос: имеет ли смысл связываться с непредсказуемым Туркменистаном, если есть все признаки того, что старый и самый рентабельный маршрут поставок голубого топлива в Европу может стать надежным. Не есть ли это верный признак того, что ЕС собирается сделать ставку на этот маршрут и приложить максимум усилий к тому, чтобы дополнительно укрепить связку "Россия-Украина"? 

Ждать ответа на этот вопрос осталось недолго. Выступление еврокомиссара по энергетике, если оно все же состоится, расставит все по своим местам. И если Европа вновь заговорит о проблемах с правами человека в Туркменистане - это будет верным признаком того, что ЕС как минимум еще не готов делать ставку исключительно на конкурирующих с Россией поставщиков голубого топлива.

Источник: Oilru.com

Поделитесь материалом в социальных сетях.

 

 

Обеспечение проекта

Потребность: 55 000 руб./мес.
Собрано на 15.12: 3 122 руб.
Поддержали проект: 9 чел.

посмотреть историю
помочь проекту

Читайте также