В России может быть налажено производство региональных бразильских самолетов. ВЭБ, который продвигает это проект, надеется убить сразу двух зайцев: начать серийный выпуск машин, производства которых в России нет, и помочь авиапрому сократить конструкторскую и производственную отсталость.
Внешэкономбанк (ВЭБ) и Национальный банк социально-экономического развития Бразилии обсуждают вопрос реализации строительства предприятия по производству в России бразильского регионального самолета, сообщил председатель Внешэкономбанка Владимир Дмитриев. «Мы рассматриваем реальную возможность производства региональных самолетов вместимостью до 50 мест на территории России», – сказал он.
Скорее всего самолет будет создаваться с нуля на принципах СП, примерно так же, как это происходило с созданием среднемагистрального самолета SSJ,
где помимо России в проекте участвует Boeing и множество поставщиков комплектующих из разных стран. «Мы сейчас не говорим ни о подъемах, ни о суммах, – уточнил Дмитриев. – Но если речь идет о проектах типа кооперации в создании гражданского регионального самолета, это уже сотни миллионов долларов».
Проект может стать одним из первых, который будет реализован в рамках подписанного в Бразилии соглашения о сотрудничестве государственных финансовых институтов развития и поддержки экспорта государств БРИК. «Это соглашение является соглашением о намерениях, которое закладывает институциональную базу под это сотрудничество. Но в рамках этого соглашения мы будем идти по конкретным направлениям», – сказал глава ВЭБ. Заинтересованность в этом проекте высказывало и правительство Татарстана, которое готово предоставить мощности своего предприятия – КАПО им. Горбунова.
В Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) о переговорах ВЭБ знают, но при этом добавляют, что «изначально он предлагался бразильской стороной и сейчас ОАК изучает его на предмет целесообразности».
Бразилия – один из лидеров в производстве региональных самолетов. А российская авиапромышленность сейчас находится в таком положении, что отказывать от чужих технологий неуместно, считают эксперты. «По большому счету, ничего зазорного в этом нет, авиационные технологии мы заимствовали и раньше – и до войны и после. Надо понимать, что мы сейчас имеем не только конструкторскую отсталость, а деградацию производственной базы.
И это привело к тому, что качество немногочисленных выпускаемых у нас гражданских самолетов снизилось», – говорит руководитель консалтингового агентства Infomost Борис Рыбак. По его словам, спрос на региональные самолеты колоссальный: нужно 200-600 таких машин.
Раньше в этой нише летал Ан-24, но сейчас он практически не эксплуатируется. Несколько лет назад была надежда начать производство украинского регионального самолета Ан-140 на самарском «Авиакоре». Но самарский завод в плачевном состоянии – он на грани закрытия.
«Да и на Украине c этим самолетом неразбериха полная. Не решены и проблемы с двигателем для него. Поэтому сейчас наши авиакомпании закупают те же бразильские Embraer, как винтовые, так и реактивные, завозятся и канадские ATR», – рассказывает Рыбак.
Дмитриев говорит, что пока переговоры непосредственно с Embraer не ведутся. Но очевидно, что технологии будут привлекаться именно этой компании. Других производителей самолетов в Бразилии нет. К слову, бэушные бразильские 30-местыне турбовинтовые Embraer 120, производство которых было налажено еще 20 лет назад, с удовольствием завозят наши авиакомпании. «Если бы в России наладили производство даже таких самолетов, уже было бы прекрасно, – говорит замгендиректора по коммерческой работе авиакомпании «Руслайн» Алексей Савченков. – Во-первых, они будут дешевле, а во-вторых, не потребуется времени для их растаможки». Несмотря на то что с весны прошлого года на самолеты до 50 мест временно отменены таможенные пошлины, сам процесс таможенной очистки самолетов и запчастей занимает «гигантское время». «Например, если заказываете список из, например, 200 запчастей, а в нем маленькая ошибка (перепутана цифра в номере на лопасти), то этот список нужно вновь весь переделывать. Чуть ли не вывозить обратно запчасти. Глупостей очень много», – сетует Савченков.
К слову сказать, организовать производство своих самолетов в России Бразилия хочет уже давно.
В 2005 году идею сборки реактивных самолетов ERJ-145, рассчитанных на 50 пассажиров, на встрече с тогдашним президентом России Владимиром Путиным продвигал бразильский президент Луиса Инасио Лула да Сильва.
Но дальше слов дело не пошло. На это раз все может получиться, говорят эксперты. «Участие в переговорном процессе ВЭБа потенциально значительно увеличит шансы на реализацию этого проекта – денег у госбанков много. Ведь проблемы финансирования всегда являются камнем преткновения при организации производства самолетов», – уверен Борис Рыбак из Infomost.
Источник: gazeta.ru