Счетная палата предупредила премьера о дальнейшей стагнации промышленного производства и росте социальной напряженности.
Председатель Счетной палаты Сергей Степашин доложил премьер-министру Дмитрию Медведеву о пробелах в законодательстве в электроэнергетической отрасли. В письме премьеру главный аудитор страны говорит об отсутствии нормативных документов, касающихся установления уровня рентабельности при тарифообразовании, а также документов регулирующих вопросы тарифной политики в инфраструктурных секторах экономики. Кроме того, представители СП констатируют, что на данный момент нет критериев эффективности при экономической оценке формирования тарифов. Все эти факторы влияют на рост тарифов на электроэнергию, что ведет к рискам стагнации промышленного производства и росту социальной напряженности, уверены в СП.
Решить проблемы, по мнению представителей ведомства, возможно путем доработки существующего законодательства в сфере установления тарифов в электроэнергетике, а также за счет повышения качества госрегулирования деятельности местных сетевых компаний. Аналитики соглашаются, что утверждение правил на законодательном уровне повысит инвестиционную привлекательность отрасли и сдержит рост тарифов.
На сегодняшний день тарифная политика в электроэнергетике регламентируется Федеральным законом «Об электроэнергетике», постановлением правительства «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике» и методическими указаниями по расчету регулируемых ценовых ставок в электроэнергетике, утвержденными Федеральной службой по тарифам (ФСТ). Кроме того, косвенно вопросы ценообразования урегулированы Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, утвержденными постановлением правительства.
Согласно отчету аудиторов, с 2009 по 2012 год тарифный рост на услуги по передаче электроэнергии в среднем для потребителей увеличился от 1,6 до 3,1 раза. Одной из причин роста суммарного тарифа для потребителей (в среднем на 20%) стала отмена обязательного лицензирования деятельности компаний по передаче электроэнергии, в связи с чем распределительных электросетевых организаций стало слишком много.
В соответствии с Правилами недискриминационного доступа, любая организация, эксплуатирующая объекты электросетевого хозяйства, вправе называться территориальной сетевой компанией с момента установления для нее тарифа на оказываемые услуги.
— Потребители, которые имеют сетевые активы, — трансформаторы и линии электропередач, регистрируют коммерческие общества, передают оборудование на баланс, а потом идут в региональную службу по тарифам и получают тариф на передачу электроэнергии. В соответствии с законом региональная служба по тарифам обязана установить тариф. Таким образом создаются новые сетевые компании. При этом четко не прописано, какая компания является сетевой и под какое регулирование она попадает. Сейчас этот вопрос дорабатывает ФСТ. У них есть стратегия по ограничению регистрации сетей, которые обслуживают одного потребителя, с тем чтобы затраты на содержание таких сетей не ложились в тариф для остальных потребителей и не раздували его, — объясняет аналитик «Атона» Илья Купреев.
Директора Фонда энергетического развития Сергей Пикин согласен, что регулятору сложно проверить эффективность затрат монополий, в соответствии с которыми устанавливается тариф.
— Для того чтобы проверить затраты, необходимо понять целесообразность инвестиций. Регулятор воспринимает их целесообразность как данность, даже если компания пришла с инвестпрограммой на миллиарды рублей. Чтобы сделать затраты монополий более эффективными, необходимо проводить общественные слушания, в том числе на региональном уровне. Сейчас разрабатывается документ, который установит проведение таких слушаний. Механизм должен работать самостоятельно на основе некой системы правил принятия решений, чтобы избежать ручного регулирования в этом вопросе, — считает Пикин.
Эксперты отрасли прогнозируют также дополнительный скачок тарифа для конечного пользователя после отмены перекрестного субсидирования населения. В настоящее время субсидирование позволяет перекладывать часть тарифной нагрузки с населения и потребителей, к нему приравненных, на предприятия, компании и частных предпринимателей.
— Перекрестное субсидирование можно объяснить проводимой социальной политикой, когда темп роста тарифов для населения не может превышать уровень официальной инфляции. Но в соответствии с курсом, который сейчас проводит правительство, субсидирование постепенно будет ликвидировано, как это сделано в отношении поставок иных видов ресурса, и население станет оплачивать экономически обоснованную величину тарифа — сначала в объемах потребления сверх социальной нормы, которую правительство планирует ввести с 2014 года. Таким образом, в ближайшее время темп роста стоимости электрической энергии для населения будет более быстрым, чем для иных категорий потребителей, что должно снизить тарифную нагрузку на промышленных производителей и предпринимателей, — рассказывает директор ООО «Центр правового обслуживания» Анна Коняева.
Впрочем, аналитики сходятся во мнении, что для сдерживания роста тарифов необходимо увеличить сроки реализации инвестиционных проектов, а также найти альтернативные источники инвестирования в отрасль.
Источник: Известия