Украина больше не надеется на помощь Евросоюза в решении газового вопроса. Как стало известно "Ъ", на прошлой неделе состоялись переговоры о создании двустороннего консорциума с Россией по управлению украинской газотранспортной системой (ГТС). Источники "Ъ" в Минэнерго объясняют это ужесточением условий получения кредита на модернизацию ГТС от Европейского банка реконструкции и развития и пассивной позицией ЕС в вопросе поставок газа из Европы. Такой разворот в сторону РФ может отрицательно сказаться на планах по снижению зависимости от российского газа, отмечают эксперты.
По словам собеседника "Ъ" в "Газпроме", Украина потребовала от монополии, чтобы будущий консорциум был создан на паритетных началах и не владел, а лишь управлял ГТС: "Нам сказали, что в договоре должен быть зафиксирован принцип, по которому мы должны транспортировать не менее 60 млрд кубометров газа в год и гарантированно оплатить услуги по транзиту на сумму $2,2 млрд". Источник отметил, что стороны пока обсуждают, будет ли применяться принцип ship-or-pay (поставляй или плати), а также возможный отказ украинской стороны от принципа равного доступа к ГТС, заложенного в ее соглашении с Энергетическим сообществом (ЭС). Россия настаивает, что решать, как и чей газ будет прокачиваться, следует будущему консорциуму. Цена газа для Украины при этом должна быть снижена до $280 за тысячу кубометров. "Вопрос об интеграции Украины в Таможенный союз как средстве снижения цены газа уже не стоит",— уверяет собеседник "Ъ".
Официально стороны не комментируют переговоры. Но источник "Ъ" в Минэнерго объяснил, что Украина вынуждена пойти на создание консорциума без участия европейской стороны. Это вызвано тем, что в Европейском банке реконструкции и развития (ЕБРР) ужесточили условия выдачи кредита на модернизацию ГТС. Напомним, в 2009 году Украина, Еврокомиссия, ЕБРР, Европейский инвестиционный банк (ЕИБ) и Всемирный банк подписали соглашение о возможности многостороннего финансирования модернизации. Общий объем программы оценивался в $5 млрд, причем первые $300 млн пообещали выделить ЕБРР и ЕИБ. Ранее в ЕБРР неоднократно подчеркивали, что готовы финансировать модернизацию ГТС только при условии проведения масштабных реформ в энергетическом секторе.
В распоряжении "Ъ" оказались направленные ЕБРР 19 января в адрес Минэнерго условия предоставления финансирования. В документе указывается, что для выделения кредита в $308 млн необходимо подписание правительством Украины соглашения о проведении многолетней программы реформ, согласованной с Еврокомиссией и международными финансовыми организациями, а также возобновление сотрудничества с Международным валютным фондом. Необходимо также выделить заемщика — "Укртрансгаз" — из состава НАК "Нафтогаз Украины", принять Кодекс газовых сетей, в котором будет зафиксирован принцип равного доступа к ГТС, соответствующий директиве Евросоюза 2003/55/ЕС и регламенту ЕС N1775/2005. В кодексе нужно прописать механизм установления недискриминационных тарифов на использование ГТС. Кроме того, ЕБРР требует принять закон о Нацкомиссии по регулированию энергорынка и согласовать с МВФ тарифы на природный газ и центральное теплоснабжение.
В ЕБРР документ не комментируют, ссылаясь на его конфиденциальность. Источник "Ъ" в Минэнерго отмечает, что требований относительно возобновления сотрудничества с МВФ, как и о принятии Кодекса газовых сетей, ранее не было. "Каждый раз возникают все новые и новые условия, и Украина расценивает это как стремление задержать выдачу кредита",— говорит собеседник "Ъ". Он также отмечает возникновение трудностей с поставками газа из Европы: "На переговорах с Еврокомиссией мы не можем добиться элементарных вещей — чтобы нас, как членов Энергетического сообщества, защитили от обходных российских газопроводов, чтобы Словакию элементарно убедили выполнять в отношении нас правила самого же ЕС и разрешить реверсную прокачку газа". По его словам, после введения South Stream возможные потери Украины в транзите могут составить 35-45 млрд кубометров газа в год.
Напомним, на прошлой неделе президент Виктор Янукович раскритиковал ЭС за отсутствие содействия Украине. "Когда Россия выставила нам счет на $7 млрд — это штрафные санкции,— мы надеялись, что получим комментарии по этому поводу со стороны Энергетического сообщества",— заявил господин Янукович. По его словам, ответа на соответствующий запрос не поступило. Президент также отметил, что Украина неоднократно направляла письма в ЭС по поводу газовых отношений с Россией. "Мы ни разу не получили ни одного ответа на эти вопросы. Мы считаем, что это проблема",— сказал Виктор Янукович.
Эксперты считают, что двусторонний консорциум невыгоден Украине. "Сегодня в контракте с российской монополией указано, что они будут транспортировать через территорию Украины 110 млрд кубометров газа в год. И "Газпром" его не выполняет. Если в новом контракте все будет по-прежнему, то это все равно, что на заборе написать",— говорит директор энергетических программ центра "Номос" Михаил Гончар. Он отмечает, что может не помочь и принцип ship-or-pay: "Например, в контракте с Белоруссией на транспортировку венесуэльской нефти мы учли принцип ship-or-pay, но он не работает. Ни одной тонны нефти не прокачано, денег не получено".
Президент киевского международного энергетического клуба Q-club Александр Тодийчук подчеркивает, что если свободный доступ к трубопроводной системе будет отменен, то это остановит реализацию проектов по добыче сланцевого газа с Shell и Chevron. "Этим компаниям в любой момент могут отказать в транспортировке их газа как по территории Украины, так и на экспорт. А это значит, что им просто не будет смысла инвестировать в добычу",— говорит господин Тодийчук. "Хуже всего то, что Украина вместо того, чтобы проводить настоящие реформы в газовом секторе и стремиться в Евросоюз, опять выбрала путь зависимости от низких цен на российский газ в обмен на непрекращающиеся уступки России",— говорит народный депутат Сергей Пашинский ("Батькивщина").
Олег Гавриш
Источник: Коммерсант